Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 15.05.2021, 16:33

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Тема: «Реализация индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО» Подготовила воспитатель: Пархоменко М.В.

    МБДОУ «Детский сад – п. Омсукчан»

    Тема: «Реализация индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО»

     

    Подготовила воспитатель: Пархоменко М.В.

    сентябрь, 2017

    Главный идеолог службы сопровождения, доктор педагогических наук Елена Ивановна Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно».

    В современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребенку – индивидуальное сопровождение.

    Сопровождение – это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов в помощи ребенку сделать осознанный самостоятельный выбор на всех этапах его жизненного пути.

    Цель сопровождения – создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.

    В  качестве основных задач сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяют следующие:

    1. помощь в преодолении кризисных ситуаций.
    2. помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ОВЗ.
    3. коррекция нарушений поведения ребенка с ОВЗ.
    4. формирование навыков поведения ребенка с ОВЗ в социуме.

    концепция сопровождения как новая образовательная технология в условиях жизнедеятельности ДОО основывается на основных принципах:

    - непрерывности сопровождения;

    - приоритетности интересов – «всегда на стороне ребенка»;

    - мультидисциплинарности сопровождения – «комплексный подход» всех специалистов. Индивидуальное сопровождение организовывается с момента поступления ребенка в ДОО.

    Основными этапами индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ являются следующие.

    Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации ДОО.

    Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого -медико - педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.

    Третий этап – совместная выработка рекомендаций (индивидуального маршрута и индивидуальной карты развития) для ребенка и родителей. Специалисты планируют комплексное сопровождение и помощь для каждого воспитанника с ОВЗ.

    Четвертый этап – консультирование всех участников д о путях, способах, видах решения проблем ребенка с ОВЗ, выполнение индивидуального маршрута каждым участником сопровождения.

    Пятый этап – анализ выполнения индивидуального маршрута всеми участниками, оценка результативности и дальнейший анализ развития ребенка с ОВЗ.

    Все этапы условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, и в ее решении требуется индивидуальный подход.

    Реализация индивидуального сопровождения (маршрута) детей  в условиях учреждения осуществляется в следующих видах работы.

    1. Психолого-медико-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения.
    2. Социально-педагогическое сопровождение как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) позволяет самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
    3. Коррекционная работа как система коррекции, компенсации и реабилитационных мероприятий, проводимых и разработанных в учреждении.

    Для эффективности реализации необходимо создать следующие условия.

    1. для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство предметно – развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно – развивающая среда должна быть для ребенка информативной, мобильной, коррекционной, доступной и удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждений.
    2. с детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), умеющий устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я» и «Я - сознание». Специалист должен правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно – воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности, а также определять способы передачи ребенка общественного опыта, соответствующие уровню его развития.
    3. содержание. методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики, коррекции и реабилитации, строиться с учетом возрастных особенностей.
    4. включение родителей в процесс индивидуального сопровождения происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.
    5. формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем – о сверстниках. Взрослый помогает ребенка воспринять и выделить сверстника в определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях, праздниках, выступлениях). В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.

    Психолого – медико – педагогическая работа в ДОО предполагает интеграцию профессионалов различной направленности.

    Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному периоду, организация развивающих игр и режима деятельности. Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментов, при выполнении заданий учителя – логопеда во второй половине дня.

    Учитель – дефектолог: определение степени нарушения, уровня развития, коррекции и компенсации дефекта, проведение коррекционной работы, консультирования и оформления рекомендаций по работе с ребенком. Учитель – дефектолог проводит работу по коррекции зрительных недостатков во время НОД (коммуникативной, коррекционной, познавательной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребенком с ОВЗ, при проведении режимных моментов.

    Старший воспитатель: руководитель службы сопровождения: планирование деятельности службы, координирование деятельности, работа с семьями воспитанников и другими службами социальной защиты.

    Педагог – психолог: психологическая диагностика, консультирование, тренинги и психотерапия.

    Учитель – логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, составление и использование рациональной логопедической работы с ребенком. Учитель – логопед проводит работу по коррекции речевых недостатков во время НОД (коммуникативной, коррекционной, познавательной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребенком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов.

    Инструктор по физической культуре: реализация используемых техник и элементов адаптивной физической культуры (ЛФК, бассейн, тренажеры). Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, развитию и формированию двигательных способностей и психомоторных качеств, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.

    Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами музыкотерапии, ритмики и ритмопластики. Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодии речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.

    Медицинская сестра: проведение отдельных медицинских процедур и мер, физио- и фитотерапевтическое лечение, контроль за питанием, санитарно – гигиеническим режимом, ежедневный контроль за состоянием детей.

    Такая работа с ребенком планируется на определенный период времени, каждый специалист проводит динамический контроль по завершении развивающей программы, а также наблюдает за ребенком в повседневной деятельности, отслеживает динамику по уровню предложенных им заданий ребенку. Динамический контроль помогает специалистам отследить эффективность или неэффективность разработанного маршрута, внести корректировки в перспективные планы, изменить формы, методы, средства коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком. Задания могут меняться в зависимости от интересов, потребностей и эмоционального состояния детей.

    по результату работы специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность. Преимущества такого алгоритма в том, что родители активно включаются в процесс с первых дней и положительно отзываются о результатах. Метод «Рука в руке» нужно воспринимать буквально: дефектолог становится помощником и наставником для родителей и детей.

    В результате внедрения комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагоги и специалисты отмечают положительные изменения в развитии детей во всех сферах деятельности.

    В связи с этим можно отметить эффективность данной формы работы с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОО позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада и школы, а также гармонично развиваться в познавательной, эмоционально – волевой сферах и других.                

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (11.10.2017)
    Просмотров: 1064 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021