МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
Справка фронтального итогового контроля
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования»
В подготовительных группах, воспитатели: Лукьянова Н.В., Пархоменко М.В., Габриадзе И.А., Муратова Г.Н. с 13 по 17 марта 2017г.
Контроль проводили: аналитическая группа: Сванидзе И.Г., Гурбанова Н.Г., Рыжова В.Е., Ишмуратова М.А. старший вос-ль д/с Жаренцова Е.В.
Цель: Установление качественного показателя готовности детей в школу в условиях ФГОС.
Проведена проверка: Состояния образовательного процесса, уровня развития детей, вопросов планирования, профессионального уровня педагогов, предметно-развивающей среды, работы с родителями по всем образовательным областям.
Методы контроля: Посещение НОД и ОД, анализ детских работ, наблюдение за предварительной работой, самоанализ, беседы с воспитателями и детьми, наблюдение организации работы, анализ планов, игровые задания, обследование предметно-развивающей среды, скрининг, вопросник.
Проверка показала: Обе подготовительные группы были укомплектованы в 2011 – 2012 учебном году. Списочный состав «Пчелка» - 25 детей, «Ягодка» - 24 ребенка. Педагогический состав относительно постоянен. По половому признаку количество девочек превышает количество мальчиков в группе «Пчелка» (68% и 32% соответственно). В группе «Ягодка» - поровну.
Проверка показала, что во всех образовательных областях работа ведется в соответствии с ФГОС. Планируемый результат обозначен в перспективном планировании как основной компонент структуры образовательной деятельности с детьми. Отмечено, что в обеих группах имеет место реализация задач на основе комплексно-тематического подхода, интеграции и обеспечения разных видов детской деят-ти.
В частности, дети в обеих группах проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, дают объяснение явлениям природы и поступкам людей. По разделу «Математика» воспитанники обеих групп легко ориентируются на листе бумаги, располагают предметы в определенной последовательности, знают последовательность дней недели, месяцев и времен года; знакомы с часами. Умеют пользоваться условной меркой, решают задачи на вычитание и сложение, имеют навыки счета в прямом и обратном порядке, имеют представление о составе числа. В группе «Пчелка» в процессе НОД по ФЭМП Муратова Г.Н. достигла высокой плотности, что в свою очередь свидетельствует о способности детей охватывать большой объем задач, умении перестраиваться. Отмечено, что дети в обеих группах способны заниматься разнообразной деятельностью и достигать высоких результатов, но при условии, если воспитатели подбирают правильные методы работы: наличие мотивации, оправданные формы работы, соблюдение СаНПиН, анализ деятельности детей, дифференцированный подход. Математическое образование включает и работу в тетрадях. Эта работа в обеих группах проводилась не в полном объеме.
Познавательное развитие воспитанников основывается на логических связях и закономерностях, а также в условиях целостного восприятия мира. Анализ познавательной деятельности показал, что у детей развито умение классифицировать предметы, делать выводы при наблюдении за явлениями природы. Согласно программе «От рождения до школы» воспитанники имеют представление о животном и растительном мире, имеют элементарные знания в области экономики и правового воспитания, знакомы с направлениями социального мира. Для лучшего усвоения материала воспитатели используют различные формы работы: Пархоменко М.В. – презентацию, Муратова Г.Н. – элементы презентации и вопросы на рассуждение, Лукьянова Н.В. – рассказ, музыкальное сопровождение. Для детей – будущих выпускников рекомендуется больше создавать проблемные ситуации, использовать метод ошибок. Анализ документации показал, что планирование осуществляется на основе методического сопровождения и с учетом циклограммы. Планируется разнообразная работа, но без указания цели. Отсутствует внутренняя диагностика. Индивидуальная работа запланирована только в рамках ФЭМП. Индивидуальный образовательный маршрут не реализуется полностью. Работа с родителями в этом направлении также ослаблена.
При анализе работы по речевому развитию отмечено, что определенных результатов достигли обе группы в коммуникабельности и умении детей поддержать разговор. В группе «Пчелка» воспитатели: Габриадзе И.А. Муратова Г.Н. - дети имеют хороший уровень грамматического строя речи, сформирована связная речь. За счет грамотного подбора методических приемов и форм работы речевые задачи реализованы в полном объеме. Так, Муратова Г.Н. организовала ОД в виде культурной практики, деликатно активизировала воспитанников на речевую деятельность. Габриадзе И.А. организовала ОД в форме презентации и использовала ее для формирования словаря и связной речи. Дети соблюдают речевой этикет, педагоги добиваются полных ответов. В группе «Ягодка» Лукьянова Н.В. взаимодействовала с группой детей. В данной ситуации дети пользовались речью как средством общения. Пархоменко М.В. давала установку на развернутый ответ, создавала условия для активизации речевой деятельности. В обеих группах дети умеют формулировать свои мысли, описывать предмет или картину, правильно употребляют в речи грамматические формы. В каждой из групп есть дети с речевыми проблемами, с которыми занимается учитель – логопед: группа «Ягодка» - 10 детей, группа «Пчелка» - 5 детей. Однако следует отметить, что эффективного и заинтересованного взаимодействия с логопедом и вследствие этого положительной динамики в отношении каждого ребенка не отмечено.
Большая заслуга воспитателей в качественной и системной работе по ознакомлению детей с художественной литературой. Программа выполняется в полном объеме: дети знакомы с произведениями разных жанров, могут дать оценку действиям героев, имеют в арсенале большое количество стихотворений и потешек, выученных наизусть.
Регулярно проводится работа по обучению грамоте. Воспитанники в обеих группах различают гласные и согласные звуки, делят слова на слоги, составляют предложения. Однако на низком уровне работа в тетрадях. Не прослеживается графическая работа по звуковому и слоговому анализу. Отсутствует системная работа по подготовке руки к письму. В обеих группах осуществляется индивидуальный подход в соответствии со Стандартом. В этом направлении разработан индивидуальный образовательный маршрут, в том числе по речевому развитию. К примеру, в группе «Пчелка» ИОМ разработан для шести детей, а индивидуальная работа в календарном плане предусматривалась только для трех из них (50%). В этой же группе недостаточно ведется работа с родителями по речевому развитию. В группе «Ягодка» напротив работа по речевому развитию запланирована в плане работы с родителями в полном объеме. Разработаны ИОМ по речевому развитию с 6-ю детьми, но индивидуальная работа в данном направлении практически не ведется.
Взаимодействие с родителями детей, имеющими речевые ИОМ, не предусмотрено в обеих группах и отсутствует текущая ежедневная работа в этом направлении . Также негативным моментом можно считать тот факт, что внутренняя диагностика по речевому развитию в обеих группах не проводится и в журнале наблюдения не фиксируется.
Обследование планирования работы по речевому развитию показало, что образовательная работа проводится в соответствии с циклограммой деятельности. В группах разработаны индивидуальные маршруты ребенка, журнал наблюдений за развитием ребенка. Так, в группе «Пчелка» основной упор в образовательной деятельности делается на ЗКР и связную речь. Используются чистоговорки, словесные игры, поговорки, скороговорки, рассказывание по картине и пересказ. В то же время отсутствуют описательные рассказы, рассказы из опыта, по плану, по условиям и т.д. т.е. нет вариативного подхода в работе по речевому развитию, цель обозначена периодически, недостаточно дидактических словесных игр на ФГСР и формирование словаря, в шести случаях ОД по речевому развитию отсутствует. В группе «Ягодка» планирование охватывает все направления развития речи и проводится согласно циклограмме, указана цель. Прослеживается разнообразие форм работы и видов словесных игр. Но также нет вариативности в планировании связной речи.
ППРС по речевому развитию имеется в каждой группе. Большой объем материала по обучению грамоте и ознакомлению с художественной литературой воспитатели используют из методкабинета. Однако речевой демонстрационный материал: ФГСР, связная речь, формирование словаря и ЗКР воспитателями используется редко.
Социально-коммуникативное развитие в обеих группах охватывает формирование нравственной сферы, основы безопасности, экологическое воспитание, семейные ценности, трудовое воспитание. Дети имеют хорошие знания о самих себе, своей семье и близких людях. В процессе наблюдения было отмечено, что воспитанники умеют самостоятельно объединяться для совместных игр и труда, пользуются вежливыми словами. Так, в группе «Ягодка» дети приветливо встречают взрослых: здороваются, предлагают сесть. Они достаточно организованны и дисциплинированы. По просьбе называют сотрудников детского сада, с уважением относятся к их труду. В группе «Пчелка» дети знакомы со своим поселком, знают растительный и животный мир, с интересом рассказывают о достопримечательностях. Мальчики умеют объяснить, почему необходимо быть сильными, помнят о своей Родине. В обеих группах у детей сформирован интерес к учебной деятельности, они могут объяснить, как им помогут знания в жизни. Наблюдение за трудом показало, что дети владеют необходимыми навыками, умеют договариваться, доводить начатое дело до конца. На этапе перехода в школу воспитанники имеют представления о безопасности жизни: знакомы с ПДД, свободно ориентируются в пределах близлежащей местности, знают правила безопасного поведения. Согласно программе у детей развиты культурно-гигиенические навыки. В течение дня правильно пользуются столовыми приборами и средствами гигиены, убирают свою постель, самостоятельно дежурят. Работа в данном направлении ведется, но в обеих группах цель указывается эпизодически.
Анализ работы в ОО «Художественно – эстетическое развитие» показал, что дети обладают развитым воображением , которое реализуется в продуктивных видах деятельности. При посещении ОД по лепке в группе «Пчелка» выяснилось, что дети активны и заинтересованы. Умеют самостоятельно выбрать предмет и способ лепки, передают форму и пропорции. На поставленные вопросы умеют отвечать полными ответами. Общение с воспитателем Габриадзе И.А. строилось на основе партнерства. Педагог настраивала детей на полные ответы. Анализ НОД по аппликации, воспитатель Габриадзе И.А. показал, что дети имеют навыки работы с клеем и ножницами, владеют навыками смешанной техникой. Отмечена аккуратность и самостоятельность воспитанников. В группе «Ягодка» воспитанники используют разные приемы в лепке, выполняют работу уверенно и увлеченно. Из наблюдения за деятельностью детей и педагога Лукьяновой Н.В. видно, что дети получают удовлетворение от своей работы. У этого же педагога на занятии по аппликации выяснилось, что дети свободно пользуются ножницами, соблюдают порядок на рабочем месте. Воспитателем была создана проблемная ситуация, в результате которой дети подбирали нужный элемент на основе своих знаний и умений. Устойчивые навыки отмечены и в работе с иголкой. Наблюдение за деятельностью детей в обеих группах показало, что у детей развито умение пришивать пуговицы, вышивать способом «иголка вперед». Во время работы воспитанники соблюдают технику безопасности. Следует выделить негативные моменты: в обеих группах ИОМ ребенка не реализован через индивидуальную работу и не отражен в полной мере в работе с родителями.
При анализе музыкальной деятельности следует отметить, что дети в обеих группах овладели танцевальными движениями, воспринимают на слух разные музыкальные жанры, проявляют свои певческие способности сольно или в хоровом исполнении. Работа по конструктивно-модельной деятельности в обеих группах организовывается по подгруппам, в связи с тем, что строительный материал в недостаточном количестве. Дети имеют необходимые навыки строительства по замыслу, по схеме и словесному указанию. Отмечен также хороший уровень коллективных построек. В свободное время воспитанники используют лего-конструктор. В результате проведения вопросника для детей выяснилось, что дети с интересом приобщаются к искусству: знакомы с художественными жанрами, называют некоторых художников, композиторов и писателей.
Физическое развитие детей соответствует задачам образовательной программы. У детей развита крупная и мелкая моторика, воспитанники могут контролировать свои движения и управлять ими. Дети достаточно подвижны, выносливы, владеют основными движениями. Состояние здоровья отражается в документации. Такой уровень достигнут благодаря системному проведению комплекса мероприятий: бодрящая гимнастика, динамические паузы, физкультминутка, планомерна работа по ЗОЖ, спортивный час, гимнастика, прогулка, занятия в бассейне и т.д. Помимо этого в группе «Ягодка» имеется комплекс оздоровительного массажа. В группе «Пчелка» воспитателями осуществляется планомерная работа с леворукими детьми. Воспитатели обеих групп владеют терминологией, осуществляют четкие команды, следят на нагрузкой, соблюдают темп . Дети подготовительных групп дополнительно занимаются в детской спортивной юношеской школе на базе ДОУ. Кроме того 10 воспитанников занимаются футболом, а это с учетом специфического мужского вида спорта - 50%. Однако в ходе проверки имели место вскрытые недостатки: в группе «Ягодка» 5 детей – неправильный захват карандаша и неполная реализация ИОМ ребенка по физическому развитию. В группе «Пчелка» маркировка частично не соответствует росту детей.
Вывод: Дети подготовительных групп готовы к переходу в школу.
Замечания: Низкий уровень работы в тетрадях по обучению грамоте.
Предложения: В обеих группах:
¨ Повысить качество образовательной работы по речевому развитию: использовать речевой материал из методкабинета, активно выполнять рекомендации учителя – логопеда, планировать текущую ежедневную работу с родителями, в том числе по детям с речевыми отклонениями, наладить систему индивидуальной работы по речевому развитию, в том числе с учетом ИОМ; проводить внутреннюю диагностику речевого развития, улучшить качество календарного планирования по данному направлению, завести картотеку словесных игр по разделам.
¨ Индивидуальный маршрут ребенка по всем направлениям реализовывать за счет индивидуальной работы и работы с родителями.
¨ Совершенствовать работу по познавательному развитию: улучшить качество работы в тетрадях по математике, включать в объем индивидуальной работы все компоненты по познавательному развитию,
упорядочить календарное планирование, дополнить работу с родителями.
¨ Дополнить работу с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие».
Дата: ________________________ Подпись: ____________________________
Ознакомлены:Муратова Г.Н. _________ Габриадзе И.А. __________Лукьянова Н.В. _________ Пархоменко М.В. ________
Повысить качество работы в тетрадях в соответствии с требованиями Руководства по обучению грамоте – срок - до 26 апреля 2017г.
Замечания: Низкий уровень работы в тетрадях по обучению грамоте.
Предложения: В обеих группах:
¨ Повысить качество образовательной работы по речевому развитию: использовать речевой материал из методкабинета, активно выполнять рекомендации учителя – логопеда, планировать текущую ежедневную работу с родителями, в том числе по детям с речевыми отклонениями, наладить систему индивидуальной работы по речевому развитию, в том числе с учетом ИОМ; проводить внутреннюю диагностику речевого развития, улучшить качество календарного планирования по данному направлению, завести картотеку словесных игр по разделам.
¨ Индивидуальный маршрут ребенка по всем направлениям реализовывать за счет индивидуальной работы и работы с родителями.
¨ Совершенствовать работу по познавательному развитию: улучшить качество работы в тетрадях по математике, включать в объем индивидуальной работы все компоненты по познавательному развитию,
упорядочить календарное планирование, дополнить работу с родителями.
¨ Дополнить работу с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие».
Повысить качество работы в тетрадях в соответствии с требованиями Руководства по обучению грамоте – срок - до 26 апреля 2017г.
Замечания: Низкий уровень работы в тетрадях по обучению грамоте.
Предложения: В обеих группах:
¨ Повысить качество образовательной работы по речевому развитию: использовать речевой материал из методкабинета, активно выполнять рекомендации учителя – логопеда, планировать текущую ежедневную работу с родителями, в том числе по детям с речевыми отклонениями, наладить систему индивидуальной работы по речевому развитию, в том числе с учетом ИОМ; проводить внутреннюю диагностику речевого развития, улучшить качество календарного планирования по данному направлению, завести картотеку словесных игр по разделам.
¨ Индивидуальный маршрут ребенка по всем направлениям реализовывать за счет индивидуальной работы и работы с родителями.
¨ Совершенствовать работу по познавательному развитию: улучшить качество работы в тетрадях по математике, включать в объем индивидуальной работы все компоненты по познавательному развитию,
упорядочить календарное планирование, дополнить работу с родителями.
¨ Дополнить работу с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие». |