2-й раздел «Результаты выполнения образовательной программы ДОУ
по всем направлениям»
Педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию в обществе и образовании. Деятельность МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан» осуществляется по основным направлениям: физическое развитие и здоровье, познавательно – речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Образовательная деятельность в 2013 – 2014г. обеспечивала связь образовательных областей, направлений деятельности педагогов и детских видов деятельности.
Задача формирования позиции педагога в новых условиях реализовывалась в системе коллективного взаимодействия и в рамках управленческой деятельности. В 2013 – 2014г. была проведена работа по внедрению Федерального государственного стандарта. Особая роль отводилась вопросам своевременного информирования педагогов по вопросам стандарта и повышению профессиональной компетентности. В этом направлении были проведены следующие мероприятия: педсовет от 30.09.2013г. на тему «Деятельность педагога по стандарту дошкольного образования», семинар по теме «Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ реализации образовательных задач» в октябре 2013г., районное мероприятие «Педагогическая мастерская» на тему «Комплексно –тематический подход в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ» в ноябре 2013г., методический час с вопросом о государственном стандарте дошкольного образования в апреле 2014г., персональный контроль инструктора по физической культуре по теме «Комплексно-тематический подход в работе с детьми в условиях ФГОС ДО» в декабре 2013г. В свете изменений, происходящих в современном дошкольном образовании, педагоги меняли тенденции к проектированию образовательной деятельности. Полностью была внедрена модель комплексно-тематического подхода. Изменилась структура перспективного планирования с учетом видов детской деятельности, планируемых результатов и интеграции образовательных областей. В календарном планировании отражалась как совместная деятельность воспитателя и детей, так и самостоятельная деятельность воспитанников. Результаты образовательной работы были освещены в ходе тематического контроля в старших группах по теме «Состояние образовательного пространства в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» в январе 2014г., сравнительного контроля в группе раннего возраста по теме «Приемы активизации детей в совместной деятельности» в декабре 2013г. и по теме «Создание условий для экономического образования дошкольников» в средних группах в феврале 2014г., взаимоконтроля по теме «Система работы по правовому воспитанию» в младших группах в апреле 2014г.
Интеграция в образовательной деятельности – одно из приоритетных направлений образовательного процесса. Педагоги учатся работать по-новому, внедряя современные технологии. В дальнейшем следует наладить работу по интеграции деятельности воспитателей и специалистов. Основные виды детской деятельности: продуктивная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально - художественная, чтение, игровая, коммуникативная. Обучение детей велось во всех видах совместной и самостоятельной деятельности в течение всего дня. Учебное занятие допускается только в группах старшего дошкольного возраста. Деятельность педагогов направлена на развитие личностных интегративных качеств дошкольника. Внедрение ФГОС ДО в образовательный процесс происходит последовательно согласно дорожной карте ДОУ. Основные факторы, влияющие на ход данного процесса – это практическое применение педагогами новых рекомендаций в свете нормативных актов, творческий подход к системе образования дошкольников.
В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан» работал по комплексной «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
С целью осуществления приоритетного направления всестороннего развития детей использовалась региональная программа «Северячок» Л.А. Труфановой, Л.С. Давыдовой, Г.В.
Задачи образовательных областей решались за счет разделов:
- Физическая культура- НОД в бассейне, физкультура, физкультурно-оздоровительная работа вне НОД, двигательная деятельность детей, спортивные досуги и упражнения;
- Здоровье – углубленный медицинский осмотр, профилактические мероприятия, антропометрия, ЛОК, занятия в БОС-кабинете, мероприятия по развитию культурно-гигиенических навыков, представлений о ЗОЖ.
- Безопасность – познавательная НОД с правилами дорожного движения и противопожарной безопасности.
- Социализация – сюжетно-ролевая игра и игровая деятельность, нравственно – патриотическое воспитание, нормы поведения, гендерное воспитание.
- Труд – хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, дежурство по занятиям, поручения, наблюдение за трудом взрослых.
- Познание – НОД по математике, конструирование, познание целостной картины мира.
- Коммуникация – НОД по развитию речи, обучение грамоте, свободное общение.
- Чтение художественной литературы – НОД по ознакомлению с художественной литературой, словесное искусство, работа в книжном уголке.
- Художественное творчество – НОД по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду, в работе с иголкой.
- Музыка – музыкальная НОД, пение и слушание в свободное время.
НОД умственного, эстетического и двигательного цикла планируются в соответствии с СаНПиН. Динамика развития детей прослеживается педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса, отражается в картах входящей и итоговой диагностики. По итогам контроля были своевременно представлены и изучены рабочие материалы, проведены меры по предупреждению и исправлению недостатков, выявлены позитивные стороны с целью обмена опытом по разным разделам. Выполнение рекомендаций и представление соответствующей информации в определенные сроки по результатам проверки является положительным моментом в системе управления и контроля ДОУ.
В течение года были рационально распределены ответственность и полномочия между руководителями всех уровней (заведующая, зам. зав. по воспитательно-методической работе, зам. зав. по хозяйственной работе).
В 2013-2014 уч. г. было проведено 5 педагогических советов, 3 семинара, 3 методических совета, 5 консультаций.
Содержание методических мероприятий было направлено на решение годовых задач. Обсуждение насущных проблем носило характер позитивной беседы, дискуссий, обмена опытом.
Жизнь детского сада строится с учетом значимых событий в стране и мире.
Задача развития личностных основ патриотического самосознания у детей через взаимодействие субъектов культурной среды обозначилась как приоритетная и решалась за счет проведенного цикла мероприятий. В сентябре 2013г. в ДОУ проводился контрольный рейд «Столовый этикет у дошкольников», в октябре того же года – тематическая неделя «Я живу в России». В ноябре 2013г. воспитатель Романцова Л.П. подготовила в СМИ статью «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», а в ноябре Сванидзе И.Г. подготовила и провела общее родительское собрание, посвященное дню Матери. На уровне методического кабинета подготовлена видеопрезентация «История государства российского». В декабре на семинаре были освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания в условиях модернизации дошкольного образования. Воспитатель Ерачина Е.С. была ответственной за подготовку выставки аппликационных работ на тему «Что я знаю о Конституции РФ». Вопросы нравственности были подробно освещены на педсовете в январе 2014г. Тематику нравственного воспитания отразила в своем самообразовании Салахутдинова Е.В. Ряд мероприятий был посвящен знаменательным датам: 60-летию Магаданской области, 20-летию Конституции РФ, 60-летию Омсукчанского района. Дошкольная интеллектуальная олимпиада «Моя Россия» выявила огромный потенциал уровня знаний и представлений детей о своей стране и родном крае. Музыкально – спортивный праздник к дню защитника Отечества показал мощь российского народа, армии и патриотический дух воспитанников ДОУ. А в смотре – конкурсе «Песни, опаленные войной» в мае 2014г. дети смогли не только посмотреть кадры военной тематики давних лет, но и лично принять участие в хоровом пении. На протяжении нескольких дней в ДОУ звучали военные песни патриотического содержания. Ежегодно в ДОУ отводится особое место работе над воспитанием любви к родному краю. Знакомство с культурой народов Севера, художественным наследием проводится в рамках программы «Северячок». Театральная неделя по мотивам северных сказок в апреле открыла большие возможности реализации творческого потенциала детей в этом направлении. В результате проделанной работы дети знают нравственные принципы социального поведения, знакомы с традициями народов России, проявляют интерес и уважение к детям других народностей.
Второй год ДОУ работает над задачей развития одаренности у детей как неотъемлемой части существования интеллектуального потенциала. Эта задача решалась путем планомер- ной работы по всем направлениям. Так, по состоянию на начало учебного года проводилась работа по выявлению одаренных детей и детей с опережающим развитием с целью разработки зоны ближайшего развития ребенка. По итогам обследования выявлено 2% одаренных детей (в прошлом году – 3%) и 11% детей с опережающим развитием (13% соотв.). В ДОУ продолжалась подписка на научно-практический журнал «Одаренный ребенок». Периодически велась работа в танцевальной студии, организатор Сванидзе И.Г. Тему одаренности детей активно изучала Головань Л.Н. в рамках самообразования. В течение года проводилась интеллектуальная игра «Брейн – ринг «Знайки». В течение года в учебном процессе использовались учебные пособия Марии Монтессори, развивающие игры Никитина Б.П., логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, логические игры «Судоку» и др. Свои вокальные способности дети проявили в конкурсе хоровой песни и сольных номерах. С целью поддержки талантливых детей был проведен фестиваль «Радуга детства» в апреле 2014г, ответственный Гурбанова Н.Г. Подробно педагоги обсудили проблемы детской одаренности на семинаре «Растим одаренных детей» в апреле месяце. В августе планируется проведение тематической недели знатоков. В мае Штепа Н.А. представила в СМИ статью по теме «Развитие музыкальных способностей у детей». В результате проделанной работы статус одаренных детей укрепляется. Постепенно меняется отношение к стилю работы данной категории дошкольников и уход от тенденции уравнивания под средний уровень.
Независимо от задач, поставленных в ДОУ на 2013 – 2014г., систематически ведется глубокая работа по развитию игровой деятельности детей. Созданы центры активности в групповых ячейках. В каждой группе имеются перспективные месячные планы сюжетно-ролевой игры и подборка подвижных игр согласно программе воспитания и обучения детей. В мае воспитатель Габриадзе И.А. подготовила консультацию на тему «Игры – драматизации в развитии восприятия художественной литературы ». Сванидзе И.Г. построила работу по самообразованию на основе подвижных игр и игровых упражнений. В модели комплексно-тематического планирования предусмотрена тематическая неделя «Игрушки». В течение всего года была организована совместная игровая деятельность дошкольников с детьми раннего и младенческого возраста в рамках шефской развлекательной помощи. Однако содержание сюжетно-ролевых игр недостаточно оснащено необходимой атрибутикой и театральными реквизитами.
В 2013 – 2014г. продолжалась работа по развитию экономического мышления и правовому воспитанию. Вопросы трудового воспитания реализуются посредством ОО области «Труд».В январе 2014г. был проведен смотр – конкурс на лучший уголок дежурных в группе. Победу в конкурсе одержала средняя группа, воспитатель Рыжова В.Е.
В течение учебного года проводились мероприятия, позволяющие проанализировать выполнение программы по разным направлениям. Отмечен стабильный высокий уровень овладения детьми программных произведений в результате ежеквартальных контрольных срезов по ознакомлению детей с художественной литературой.
По итогам проверки состояния детских работ по изодеятельности выявлено, что работа в данном направлении ведется в системе. Дважды в месяц рисунки детей обновлялись на центральной выставке детского творчества.
В рамках регионального компонента в марте 2014г. проводился срезовый контроль по программе «Северячок», в ходе которого дети показали устойчивые знания о родном крае. Для повышения интеллектуального уровня детей в декабре 2013 г. проводился брейн-ринг «Знайки» и КВН «Мы живем на Колыме» для старших групп, где воспитанники показали хороший уровень умений и навыков.
В подготовительных группах в течение года велась работа по художественному рукоделию. Результатом данной деятельности была выставка вышитых салфеток для мам в марте 2014г.
Уровень словесного искусства воспитанники смогли показать на конкурсе чтецов в октябре 2013г. и в ходе театральной недели в апреле 2014г. На «Литературных посиделках» Зангиева М.И. познакомила детей с творчеством Михалкова, Драгунского и Воронько.
Были проведены физкультурно-оздоровительные мероприятия: «Веселые старты», «Зарница», соревнования по мини-футболу, киндерболу, мини-хоккею, городкам и др. Уже не первый год проводится турнир по шашкам. По пятницам в течение всего года проводились физкультурные досуги и развлечения. В летние месяцы на базе спортивно-оздоровительного комплекса организовываются игры детей в зоне футбольного поля. Комплексный подход подразумевает проведение утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна, НОД по физкультуре, спортивного часа, динамических пауз в течение дня, физкультурных досугов и спортивных праздников, физкультуры на прогулке в летний период.
В ноябре 2013г и в апреле 2014г. проводилась диагностика уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
№
|
Образовательные области
|
2013-2014
|
1.
|
Здоровье
|
4,6 (92%)
|
2.
|
Физическая культура
|
4,3 (86%)
|
3.
|
Социализация
|
4,1 (82%)
|
4.
|
Труд
|
4,6 (92%)
|
5.
|
Безопасность
|
4,3 (86%)
|
6.
|
Познание
|
4,2 (84%)
|
7.
|
Коммуникация
|
4 (80%)
|
8.
|
Чтение художественной литературы
|
4,2 (84%)
|
9.
|
Художественное творчество
|
4 (80%)
|
10.
|
Музыка
|
4,2 (84%)
|
В рамках внедрения Федерального государственного стандарта 2013 – 2014 учебный год является начальным этапом, претерпел изменения в середине учебного года, поэтому итоговые результаты не могут полностью отвечать требованиям стандарта. Соответствующие изменения в образовательный процесс и нормативную базу ДОУ будут вноситься вплоть до 2016г.
3-й раздел «Уровень развития интегративных качеств»
Подготовка детей к школе рассматривается ДОУ как важнейшая задача В рамках преемственности со школой в марте 2014г. был проведен педсовет на тему: «Преемственность детского сада и начальной школы в контексте ФГОС». К сожалению на педсовете не смогли присутствовать педагоги начального звена из СОШ и ООШ п. Омсукчан. Так, в октябре 013г. был проведен «Час самоуправления», в ходе которого выпускники проявили свои организаторские способности. Данное мероприятие положительно влияет на дальнейшую социальную адаптацию. В феврале 2014г. проводилась VII дошкольная интеллектуальная олимпиада на тему: «Моя Россия». Возможности детей смогли оценить учителя начальных классов Амбалова Е.А., Демчук И.В. Средний показатель уровня подготовленности детей в ходе олимпиады составил 84%. Открытая непосредственно образовательная деятельность для учителей начальных классов выявила хороший уровень знаний детей в области математики и обучения грамоте. Итоговая фронтальная проверка «Планируемые результаты как итог реализации ООП» в марте 2014г. также показала положительные моменты в работе воспитателей: Цнобиладзе В.П., Папелевой В.А., Чернышовой Т.В. Традиционно воспитанники подготовительных групп побывали на экскурсиях в школах поселка. На протяжении учебного года велась совместная работа по преемственности со школой: родительские собрания, взаимодействие с учителем.
В апреле 2014г. в ДОУ был проведен мониторинг детского развития.
Уровни развития интегративных качеств
Варианты развития личности:
Менее 2,2 балла – несоответствие развития личности ребенка возрасту;
От 2,3 до 3,7 – наличие проблем в развитии личности ребенка;
Более 3,8 баллов – норма;
5 баллов – высокий уровень развития личности ребенка.
№
|
Интегративные качества
|
2013 - 2014
|
1.
|
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
|
4,6 (92%)
|
2.
|
Любознательный, активный.
|
4,4 (88%)
|
3.
|
Эмоционально – отзывчивый.
|
4,3 (86%)
|
4.
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
|
4,3 (86%)
|
5.
|
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
|
4,4 (88%)
|
6.
|
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
|
4,1 (82%)
|
7.
|
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
|
4,4 (88%)
|
8.
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
|
4,4 (88%)
|
9.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
|
4,2 (84%)
|
Таким образом средний показатель по развитию интегративных качеств выпускников –
4,3 балла, что соответствует норме.
читать далее...
|