ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
В ДОУ обеспечивается полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. С этой целью создана образовательная среда, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
● уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
● использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
● построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
● поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
● защита детей от всех форм физического и психического насилия;
● поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для получения качественного образования проводится оценка индивидуального развития детей с целью индивидуализации образования оптимизации работы с группой детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
- построение вариативного развивающего образования;
- взаимодействие с родителями.
Максимальный объем образовательной нагрузки соответствует СаНПиН.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию образовательной программы;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступным детям материалом (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Описание материально-технического обеспечения
Одно из условий реализации ООП – предметно – развивающая среда.

Реализация комплексно-тематической модели образовательного процесса также обеспечивает предметно-развивающая среда. В каждой группе «центры активности» обеспечивают условия для самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого и ребенка.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
Методика проведения мониторинга по основным направлениям включает следующие технологии:
Физическое развитие
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»;
- Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»;
- Вавилова Е.Н. «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость»;
- Осокина Т.И. «Игры и развлечения на воздухе»;
- Зимонина В.Н. «Расту здоровым»;
- Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в д/с»;
- Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке»;
- Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду»;
- Соловьева Н.И., Чаленко И.А. «Конспекты занятий, физические упражнения, подв. Игры»;
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми»;
- Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. «Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников»;
- Веракса Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе»;
- Тест – программа «Физкультурный паспорт»;
- Бочарова Н.И., Петрова Р.Ф. «Оценка физической подготовленности. Диагностика двигательной подготовленности».
Познавательно – речевое развитие
- Ничипорюк Е.А., Посевина Г.Д. «Диагностическая работа в детском саду»;
- Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников»;
- Вершинина Н.Б. «Диагностика уровней освоения программы»;
- Лесина С.В. «Индивидуальное развитие детей в ДОУ»;
- Бондаренко Т.М. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ»;
- Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. «Готовимся к школе»;
- Злобенко М.П. и др. «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста»;
- Архипова Е.Ф. «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития»;
- Разработки «Тестирование будущих школьников»;
- Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника»;
- Безруких М.М. «Готов ли ребенок к школе?»;
- Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. «Тестирование будущих первоклашек»;
- Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста»;
- Веракса Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе»;
Социально – коммуникативное развитие
- Ничипорюк Е.А., Посевина Г.Д. «Диагностическая работа в детском саду»;
- Бондаренко Т.М. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ»;
- Лесина С.В. «Индивидуальное развитие детей в ДОУ»;
- Козлова С.А. «Социальное развитие дошкольника»;
- Веракса Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе»;
- Козлова С.А. «Социально-психологическая подготовка к школе»;
- Зотова Н.С., Лазарева И.В., Чернова Н.М. «Карта индивидуального развития ребенка»;
- Безруких М.М. «Готов ли ребенок к школе?»;
- Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника»;
- Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду»;
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду»;
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в д/с»;
- Колесникова Е.В. «тесты для детей»;
- Ушакова О.С. «Диагностика речевого развития дошкольников»;
- Сафонова О.А. «Экспресс – анализ и оценка детской деятельности»;
- Дьяченко О.М. «Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста»;
Художественно – эстетическое развитие
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
- Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду»;
- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей»;
- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»;
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала»;
- Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду»;
- Бондаренко Т.М. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ»;
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография»;
- Доронова Т.Н. «Развитие детей от3 до 5 лет в изобразительной деятельности»;
- Лыкова И.А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности»;
- Николкина Т.А. «Изобразительная деятельность»;
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми»;
- Янушко Е.А. «Рисование с детьми»;
- Колесникова Е.В. «Тесты для детей»;
- Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей»;
- Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Подбор пакета диагностических методик, способы сбора, хранения, обработки и распространения информации в ходе мониторинга оговариваются педагогами на педагогическом совете и могут изменяться по мере необходимости. Система мониторинга позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и планировать дальнейшую работу по коррекции недостатков.
В детском саду осуществляется гибкий режим деятельности с учетом графиков работы специалистов, педагогов, медицинского работника осуществляется взаимодействие специалистов и воспитателей. Формируется модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года, возрастных особенностей детей и взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов. Организация жизни и деятельности воспитанников обеспечивается личностно- ориентированным подходом.
Программное обеспечение в ДОУ для работы специалистов:
Специалисты
|
Программное обеспечение
|
музыкальный руководитель
|
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Программа «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П.
Программа «Комертон» Э.Костиной.
Технология «Музицирование с детьми до 3-х лет» Л.В.Виноградова.
Технология «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О.Н.Арсеневской.
|
инструктор по физкультуре
|
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Программа «От рождения до школы» Пензулаевой Л.И.
|
инструктор по физкультуре в бассейне
|
Программа обучения плаванию в детском саду под редакцией Вороновой Е.К.
Технология «Обучение плаванию» В.И.Канидовой.
Технология «Занятия в бассейне с дошкольниками» М.В.Рыбак.
|
БОС-кабинет
|
Учебно-методическое пособие А.Сметанкина
|
педагог-психолог
|
Программное обеспечение «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста» Стрик О.О. и др.
|
логопед
|
Программно-методическое обеспечение «Формирование речи у детей с задержкой психического развития пятого года жизни в условиях комбини- рованной группы» Макоедовой Г.В., Клачковой С.М., Чижиковой С.М.
|
Приоритетные направления программы «Северячок»:
- ознакомление с окружающим миром;
- изобразительное творчество;
- физическая культура.
Реализация программы «Северячок» включает использование следующих технологий:
- Олефир С.М. «Мы живем на Севере», «Иду по тайге»;
- Меновщиков Г.А. «Путешествия ворона Кутха по северным странам»;
- Маховский Я. «Огненный шар»;
- Меновщиков Г.А. «Эскимосские сказки»;
- Леонтьев В. «Человек и великан», «Самый сильный, самый ловкий»;
- Кымытваль А. «О чем поет бубен?», «Как построить ярангу»;
- Коробейников Б.А. «Северята»;
- Кожевников Ю.П. «За растениями по Чукотке»;
- Дорохов С.А. «Если ты на Севере живешь»;
- Головин О.С. «География Магаданской области»;
- Берег двух океанов. Магаданская область. Фотоальбом;
- Чербохова М.Н. «Коряки Магаданской области»;
- Давыдова Л.С. «Живой родник»;
- Олефир С. «В краю танцующих хариусов»;
- Волобуева Н.Г. и др. «Экология Северо-Востока Азии: вопросы образования и воспитания»;
- Козлов А.Г. «Магадан. Конспект прошлого»;
- Альбом «Художественная культура эвенов».
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан» создает модель образовательного учреждения, ориентированного на культурную среду Магаданской области. Природа Севера выступает в качестве одного из ведущих факторов воспитания. Дети учатся понимать красоту края, в котором живут, у них формируются знания о взаимоотношениях человека и природы, взаимосвязях живой и неживой природы. На основе понимания значимости природы края и природоохранной деятельности у детей воспитывается экологическое сознание.
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Ознакомление с окружающим миром:
- Подборка художественных произведений на северную тематику для детей;
- Элементы национального эвенского костюма;
- Фотоальбом «Национальная одежда эвенов»;
- Дидактические игры «Растения Севера», «Животные Севера», «Северные орнаменты», «Мой поселок» и др.
- Видеотека «Фильмы о рыбалке, охоте, геологах»;
- Презентация слайдов о природе Севера;
- Уголок поэзии (поэты Севера) в методическом кабинете;
- Уголки природы в групповых ячейках;
- Демонстрационный материал на северную тематику;
- Коллекция камней Северного края;
- Фотографии животных Севера;
- Книжные уголки в групповых ячейках;
Изобразительное творчество:
- Макеты яранги, панно, предметы декоративно-прикладного искусства;
- Краски для рисования: акварель, гуашь, чернила, тушь, карандаши;
- Наборы цветной бумаги, фольга, картон, ткань;
- Природный раздаточный материал: шишки стланика, лиственницы, ольхи, мох, листья, пух, засушенные части крабов, ракушки, камни, мелкие коряги, корни, мех;
- Тесьма, бисер, кожа, орнаментальная лента и другой бросовый материал;
- Одиночные скульптуры животных Севера;
- Шаблоны из картона: яранга, люди в кухлянках, олени, птицы;
- Иллюстрации к северным сказкам;
- Кукла Хейро в национальной одежде;
- Музыкальная коллекция на северную тематику;
- Омсукчанский краеведческий музей;
- ИЗО – уголки в групповых ячейках;
- Уголки ряжения.
Физическая культура:
- Ледяная горка;
- Снежный вал, посыпанный песком;
- Арка для подлезания;
- Ледяная дорожка для скольжения;
- Ледяное озеро;
- Дуги для подлезания;
- Деревянный бум (для упражнений в равновесии);
- Лестница – стремянка;
- Горка для скатывания;
- Скамейка;
- Комплексы тематических общеразвивающих упражнений;
- Сценарии физкультурных досугов на северную тематику;
- Набивные мячи «Кэпыль»;
- Подборка северных национальных подвижных игр.
Взаимосвязь комплексной и парциальной программы, направленных на формирование личности по основным направлениям, учитывается при создании развивающей среды.
Физическое развитие
- Спортивный зал. Стационарное оборудование (спортивный комплекс, гимнастические стенки); переносное оборудование (скамейки, маты, дорожки, канаты, дуги, кегли, гантели, мягкие кубы, доски для ходьбы, ленты, массажеры, мячи, хопы, палки гимнастические, скакалки, клюшки, обручи, щиты баскетбольные, мешочки с грузом);
- Веранда прогулочная. Стандартное оборудование (спортивный комплекс); переносное оборудование (маты, скамейки, мячи, обручи, скакалки, кегли, канаты, кубы-модули);
- Физкультурные уголки во всех группах;
- Спортивная площадка;
- Медицинский кабинет;
- Игровые площадки.
Познавательно-речевое развитие
- Библиотека (детские книги);
- Электронная познавательная игротека;
- В группах (книжные уголки, уголки природы, экспериментирования, развивающие игры – математические, речевые, ознакомление с окружающим);
- Цветники на окнах;
- Площадка ГИБДД на прогулочной веранде (перекресток, дорожные знаки, светофор, велосипеды, машины, самокаты):
- Уголок ОБЖ на прогулочной веранде.
Социально-коммуникативное развитие
- Уголки социально-эмоционального развития (центры активности);
- Педагогическая гостиная (видео- и аудиотека, мультимедийный проектор);
- Сенсорная комната (проекторы спецэффектов и др.);
- Кабинет психолога (игры по социально-эмоциональному развитию).
Художественно-эстетическое развитие
- Музыкальный зал (музыкальные инструменты - пианино, аккордеон, баян, синтезатор, телевизор, музыкальный центр, DVD – проигрыватель, детские музыкальные инструменты, дидактические игры, методическая литература, ковер);
- В группах (игровые уголки, мольберты, уголки продуктивной деятельности, театрализованные и музыкальные игры, DVD – проигрыватель, телевизор).
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
Работа в группах младенческого и раннего возраста строится с позиции отдаленной перспективы. Это возраст быстрого темпа физического и психического развития. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость эмоционального состояния, не сформированы тормозные процессы. Дети этого возраста испытывают большую потребность в движениях они легкообучаемы. Педагоги должны учитывать, что в этом возрасте отсутствует сосредоточенность, произвольное внимание. Ответные реакции носят отсроченный характер. При обучении взрослый полностью берет инициативу на себя. Необходимые составляющие успешности образовательного процесса – эмоционально-положительный настрой ребенка, наглядность, повторяемость, сменяемость действий. Основные режимные процессы: кормление, подготовка ко сну и укладывание, проведение гигиенических процедур, высаживание на горшок, игры-занятия. В период адаптации ведутся адаптационные листы на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей каждого малыша. |