СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие направления развития и образования в виде образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Основное содержание работы по освоению образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Критерии к проведению непосредственно образовательной деятельности
- Соблюдение комплексно-тематического принципа (соответствие проекту недели);
- Соблюдение принципа интеграции;
- Разнообразие видов детской деятельности (коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая, познавательно - исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы, музыкальная, конструктивная);
- Совместная деятельность воспитателя и детей (самостоятельная деятельность детей);
- Соблюдение принципа взаимодействия (а не воздействия);
- Ограничение временных отрезков НОД;
- Максимальное приближение предметно-развивающей среды к разумному «минимуму»;
- Направленная цель на развитие личностных интегративных качеств;
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
- Учет возрастных особенностей и СаНПиН;
- Дифференцированный подход;
- Выбор форм и методов, адекватных возрасту детей (наличие опосредованных (косвенных) методов обучения);
- Определение планируемых результатов работы;
- Гуманный подход (личностно-ориентированная модель);
- Гибкий подход и возможность корректировки в ходе НОД и ОД (изменение хода занятия в случае необходимости, быстрая реакция на непредвиденные ситуации).
ПРИМЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ


Культурные практики
Активность культурных практик дошкольников обусловлена педагогической культурой взрослого, который не транслирует готовые знания, а организует пространство саморазвития ребенка. Детям предоставляется возможность свободного выбора в различных видах деятельности. Понятие «Культурные практики» рассматривается коллективом ДОУ, как обычные для ребенка повседневные и привычные способы самореализации и самоопределения. Это свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструировние из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн.др. В результате культурных практик закладываются культурные умения, культурная память, культурный опыт. С целью преодоления культурных конфликтов образовательная деятельность нацелена на комплексную программу дошкольного образования. Основным показателем образованности в условиях современности выступают не ЗУНы, а культурные умения дошкольника.
Ключевые позиции культурных практик
- Получение опыта игровой деятельности как способ познания мира;
- Освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;
- Приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.
Виды культурных практик
- Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.).
- Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).
- Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).
- Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры – драматизации и т.д.).
- Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.).
- Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.).
Взаимосвязь культурных практик и целевых ориентиров
дошкольного образования
Виды культурных практик
|
Универсальные культурные умения
|
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
|
Свободные практики детской деятельности
|
Владеет основными культурными способами деятельности; самостоя- тельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); выражает индивидуальное предпочтение видам деятельности, партнерам.
|
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
|
Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом
|
Откликается на эмоции близких людей и друзей; умеет договариваться со сверстником, контролировать свои действия; делится своими мыслями, переживаниями, мечтами; сопереживает неудачам и радуется успехам других.
|
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
|
Практики игрового взаимодействия
|
В творческой игре разыгрывает события из личной жизни, допол- няя и приукрашивая действитель- ность желаемым; согласовывает свои действия с действиями парт- неров по игре; следует разным правилам и социальным нормам.
|
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
|
Коммуникативные практики
|
Инициативен в общении; использует различные речевые формы: описания, повествования, рассуждения; адекватно использует невербальные средства общения.
|
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может ис- пользовать речь для выражения своих мыслей, жела- ний и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
|
Культурные практики ЗОЖ
|
Владеет основными движениями; контролирует и управляет ими.
|
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения- ми, может контролировать и управлять ими.
|
Культурные практики формирования поведения и отношения
|
Владеет конструктивными способа- ми взаимодействия с детьми и взрослыми; основными культурно-гигиеническими навыками, соблю- дает правила безопасности поведения.
|
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
|
Культурные практики познания мира и самопознания
|
Обладает элементарными представлениями из различных образовательных областей; использует свои знания и умения в различных сферах действительности.
|
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
|
К культурным практикам в ДОУ относится дизайн детского сада, личный дизайн ребенка (одежда, выполнение ролей), мероприятия экологического направления, компьютерные технологии, чтение, качественный совместный досуг детей и взрослых, аттракционы, путешествия, практика бытия в дошкольной группе, коммуникативные тренинги, игровые практики, практика общения, «проживание жизненных ситуаций», практика рассуждений, ознакомление с культурным наследием страны, ярмарки, галереи-выставки, фестивали, спортивные олимпиады, конкурсы эрудитов, детские театральные студии, мастерские, музеи, культурный досуг, традиционные мероприятия и праздники, занятия о традиционной культуре, экскурсия, мероприятия по истории: истоках единства и достижений многонационального народа России и этносов, коллекционирование, художественно-эстетическая деятельность, музицирование, литературное творчество, детская творческая импровизация, игры-занятия на гармонизацию межнационального согласия, досуг к Дню толерантности, комплекс мероприятий, посвященных русскому языку и др.
Основные методы реализации культурных практик: система творческих заданий, направленных на познание объектов, использование их в новом качестве и преобразование объектов и создание новых.
Особенности и направления поддержки детской инициативы
В образовательном процессе ребенок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребенка. Задача педагога – помочь ребенку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой он удовлетворит свои образовательные интересы. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Детская самостоятельность рассматривается как инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.
Требования к развитию и поддержке игровой деятельности:
- Избегать представления об игре как регламентируемом процессе «коллективной проработки знаний»;
- Не подчинять игру строго дидактическим задачам;
- Содействовать «проживанию» ребенком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;
- Предоставлять выбор игрового оборудования;
- Способствовать отражению событий в игре;
- Изучать и переносить семейный опыт различных видов игр (подвижных, настольных и др.) в группу;
- Поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;
- Руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.
Взрослым следует научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-то неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательное условие взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения. Структура события: подготовка к событию → непосредственное событие (кульминация) → отражение впечатлений о событии в продуктивной деятельности детей и общении.
Лента событий: ● события основные (календарные праздники: Новый год, День защитника
Отечества, 8 Марта и др.);
●значимые события социальной и культурной жизни страны и мира;
●события региональные (праздники – даты области, мероприятия);
●события муниципальные: поселковые и районные праздники);
●события ДОУ (день рождения детского сада, дни рождения педагогов,
экскурсии, приезд театра и т.п.);
●события личные (дни рождения детей, их близких, проведение отпуска,
мероприятия выходного дня и т.п.).
Самостоятельная и детская инициатива в сквозных механизмах развития ребенка
Виды деятельности
|
Содержание работы
|
Игровая
|
При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно.
|
Познавательно-исследовательская
|
Педагог создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений.
|
Коммуникативная
|
Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр.
|
Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Согласно ФГОС ДО родители и другие члены семьи включаются в образовательный процесс как участники образовательных отношений. Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Эффективными методами работы с родителями являются активные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты проявляют инициативу и самостоятельность.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
Направления работы
|
Формы взаимодействия
|
Знакомство с семьей
|
Встречи - знакомства
|
Посещение семьи
|
Анкетирование родителей, бабушек, дедушек
|
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
|
Информационные листы о задачах на неделю
|
Информационные листы о задачах занимательной деятельности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали)
|
Оформление стендов
|
Организация выставок детского творчества
|
Создание памяток
|
Интернет – журналы
|
Переписка по электронной почте, Whats App
|
Дни открытых дверей
|
Консультации (индивидуальные, групповые)
|
Родительские собрания
|
Реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по проблемам семейного воспитания (выставляется на 3-5 дней)
|
Педагогическое просвещение родителей
|
Организация «школы для родителей» (лекции, семинары-практикумы)
|
Вечера вопросов и ответов
|
Заседания «круглого стола»
|
Мастер – классы
|
Тренинги
|
Ролевое проигрывание
|
Родительские конференции
|
Университет педагогических знаний
|
Родительские чтения
|
Родительские вечера
|
Родительские ринги
|
Семейные педсоветы (проводятся у родителей дома)
|
Создание библиотеки, медиатеки
|
Совместная деятельность
|
Организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, праздников
|
Конкурсы
|
Концерты семейного воскресного абонемента
|
Маршруты выходного дня (туристические прогулки, походы, театр, музей, библиотека)
|
Семейные объединения (клуб, студия, секция)
|
Участие в исследовательской и проектной деятельности
|
Совместные акции
|
|