Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 05.03.2021, 21:47

МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"

Главная
Сведения об ОО
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    МБДОУ «Детский сад п.Омсукчан» ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «Методика работы в паре» Подготовила: воспитатель Рыжова В.Е.

    Методика работы в паре

    Подготовила:  воспитатель    Рыжова В.Е.

    Сентябрь  2016г.

                 В федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему  целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений. Умение  взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности, который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия. Работая в паре дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары. Ребенок получает опыт «лидерства – сотрудничества-подчинения», а именно возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д. Развивающие возможности этой методики состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в паре. Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

    Первый этап этого развития – дети 4-5 лет(средняя группа) направлен на то, чтобы воспитанники получили позитивный опыт работы  в паре и группе сверстниковпод руководством взрослого.

             Развитие саморегуляции – важнейшее новообразование психики ребенка на этапе завершения дошкольного детства. Стандарт указывает на необходимость развития способности ребенка к волевым усилиям, саморегуляции, целенаправленности, ответственности, самостоятельности. Организованная определенным образом работа в паре создает уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения ребенка в ее важнейшем проявлении- самоконтроле. Слово взрослого ,обращенное к ребенку, объясняет и побуждает действовать определенным способом, позволяет ему осознать свое поведение, сделать его произвольным. В становлении осознанности и произвольности поведения ребенка важную роль играет представление о том, «как нужно действовать». Этот образ действия может быть дан ребенку в виде игровой роли, поведения другого человека или правила. Для дошкольника средством овладения собственным поведением может быть и действие по образцу (правилу, примеру). Соединение речи взрослого и предоставления ребенку опыта того, «как нужно действовать», создает условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то ее можно организовать по системе двух ролей «действующий – проверяющий»:

    • Задание получает пара детей;
    • «действующий» выполняет задание;
    • «проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть), обсуждает их с «действующим»;
    • «действующий» исправляет ошибки;
    • «проверяющий» сообщает о выполнении задания.

    При выполнении следующего задания дети меняются местами. При такой организации работы в паре ребенку, находящемуся в игровой роли «проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что ему нужно будет делать). Этот опыт «образа действия» на следующем этапе работы в паре, когда ребенок будет в роли «действующего», выступит ориентиром того, что ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т.е. послужит основой самоконтроля. Обсуждая далее с «проверяющим» свои ошибки, ребенок получает опыт внешне выраженной деятельности контроля. Если ребенок несколько раз побывает в одной и другой роли, то будут созданы благоприятные условия для развития у него самоконтроля как важнейшего элемента саморегуляции. Развивающая возможность методики работы в паре состоит в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс». Взаимодействуя в паре,ребенок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения. Педагог объясняет, что работая в паре, когда один ребенок выполняет, а другой проверяет, позволит им более правильно выполнить задание, исправить если нужно, свои ошибки. Следующей особенностью является подробная, пошаговая инструкция «проверяющему», которую слышит и «действующий». Данная методика предусматривает оказание педагогом помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки. Воспитатель поддерживает, что успех достигнут благодаря хорошей проверке парой выполнения задания.

    Второй этап – дети 5-6 лет (старшая группа) – заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности. Если педагог предлагает паре детей задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого необходимые условия, которые можно разделить на следующие направления:

    • Мотивация пары на совместную деятельность;
    • Обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;
    • Побуждение воспитанников к договору о том, что именно и каким способом они будут делать;
    • Побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.

    Мотивирование пары сверстников на совместную деятельность

         дошкольников может быть легко осуществлено. Для этого нужно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей работы. Необходимость поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества акцентируется во ФГОС ДОО. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает хотеть действовать по собственному желанию, реализовывать собственные устремления. Развивается не только произвольность поведения, но и готовность и стремление соответствовать правилам, выполнять социальные нормы, вести себя «правильно». Такое взаимодействие обогащает ребенка и позволяет ему стать неповторимой индивидуальностью. Гармония взаимодействия развития самостоятельности и инициативности ребенка обеспечивается тем, что педагог вначале знакомит и обучает детей тем или иным видам действий с предметами и материалами, знакомит с инструментами, приспособлениями, правилами действий с ними, а затем предлагает им воплотить свой собственный замысел. Например, специально организованной ОД по изготовлению макета «Птицы на кормушке»  предшествуют занятия, на которых дети учатся лепить, работать с бумагой, перышками, зернышками и т.п. Перед тем как начать изготавливать поделки по собственному замыслу, педагог вместе с воспитанниками вспоминает, из чего можно сделать тело птички, лапки, глаза, крылышки и каким способом это можно сделать. Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут делать, в этом возрасте достигается прямым указанием взрослого. В нашем случае педагог сразу говорит о том, что для того, чтобы птички в паре оказались похожими друг на друга, дети должны договориться, из чего они будут делать лапки, глазки, крылышки. Воспитатель также предлагает мерку для того, чтобы размер птичек подходил кормушке. По мере изготовления поделок педагог наблюдает и слушает, о чем договариваются дети, задает , если необходимо вопросы. По завершении совместной деятельности педагог спрашивает у детей, как им удалось так быстро и красиво выполнить работу. Детям нравиться работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общего задания. Но бывает, что дети не могут договориться. В этом случае педагог может предложить, что например крылья будут такими, как говорит один из участников пары, а глазки – как предлагает другой. В целом специально организованная образовательная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником.

    Третий этап 6-7 лет (подготовительная группа) – должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.Суть и качественное отличие его от предыдущих состоит в следующем: на этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали и то, о чем следует договориться (что мы делать вместе (общая цель), кто и что будет делать (функции каждого), как, каким образом (способ деятельности). Условием того, что дошкольники осознают необходимость договора (самостоятельно решат договориться и скажут об этом), а также реально договорятся между собой в процессе деятельности, является предварительная работа взрослого. Она должна акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута, побуждать пару детей к договору. Например, сделать макет «Зима в лесу». Для этого дети разбиваются на пары, и каждая пара делает свои элементы, которые затем составят общую картину (макет, композицию). Они выбирают группу предметов (например, зайчиков, белочек, медведей, деревья, снеговиков и т.д.) и приступают к работе. Педагог либо говорит каждой паре, что им нужно договориться о том, кто, что и как будет делать, либо задает вопрос, о чем им надо договориться чтобы успешно выполнить работу. При этом контролирует, чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы «Кто?», «Что?», и «Как?». После того как все пары участников завершат свою работу, педагог помещает изготовленные предметы на общую картину, и позитивно оценивает результат и задает каждой паре вопросы: о чем они договорились, понравилось ли им работать вместе и т.д. Полученная общая картина оценивается как красивая, оригинальная; подчеркивается, что  она сделана так успешно и быстро благодаря результативной работе пар детей и тому, что участники договорились о том, кто, что и как будет делать.

    Согласно ФГОС до среди прочих целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается на то, что ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Быть способным договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Таким образом, методика работы дошкольников в паре является необходимым и гармоничным средством реализации задач ФГОС ДОО и должна занимать соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности в ДОО.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (21.12.2016)
    Просмотров: 738 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наша жизнь
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021