Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 16.04.2021, 23:55

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    КОНСУЛЬТАЦИЯ «ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» для детей ст.возраста Подготовила: воспитатель Гукова В.В.

    Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной в контексте подготовки их к школе. Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умение рисовать, штриховать, соединять по точкам и т.д.

    По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки,обусловленныенесформированностью  моторных и графических компонентов.

    Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе дете происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более и более сложных заданий. Другие с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения не точны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и чувство композиции. И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводитк трудностям овладения графическими навыками.

    Среди возможных причин, затрудняющих обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально волевой сферы.

    Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам: неровные дрожащие линии, слишком слабый или слишком сильный нажим; неравномерный при закрашивании; возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку; рисовании плавных линий (вместо волнистой линии получается зубчатая); рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

    Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности в рисовании? Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок),- являются неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

             В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

    · Следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;

    · начинать работу над формированием графических навыков с крупных

    изображений, постепенно переходя к более мелким(сначала на листах формата А3, потом А4);

    · осуществлять с детьми обработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т.д.);

    · проводить работу с «дорожками»( рисовать линии по заданной «дорожке»- это является одним из этапов подготовки к работе в строке);

    · учить детей рисовать плавные линии(«волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;

    · рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;

    · использовать необычныеспособы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или асфальте и т.д.).

    Другой часто встречающейся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольников.Наблюдая за таким ребенком в свободной ситуации, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень простым и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т.д.), не разворачивает сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему трудно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудностями концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.

           Произвольный контроль деятельности, как следует из теории возрастного развития, предложенного Д.Б. Элькониным, постепенно формируется к семи годам,когда от воспитанника можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. В дошкольном возрастевнимание ребенка преимущественно управляется тем, что для него эмоционально значимо, вызывает интерес, связано с его личными переживаниями, игрой. Согласно представлениям возрастной психологии, если дошкольник может фокусировать внимание и планировать ту деятельность, которая для него интересна, но при этом не удерживается в скучном, неинтересном занятии по «заданию»,это вполне соответствует закономерностям возрастного развития. Если же ребенок не может сосредоточиться на той деятельности или игре, которая вызывает у него интерес, то это свидетельствует о проблемах в его развитии. Любая графическая деятельность, особенно по «заданию», требует от ребенка больших усилий. Но если ребенок не способен даже на кратковременное усилие, которое доступно большинству сверстников, это также должно быть для педагогов сигналом.

    Чтобы помочьребенку с трудностями концентрации внимания и планирования деятельности овладеть необходимыми графическими навыками, нужно продумать расширенную программу специальных занятий. Они могут включать в себя специальные игры и задания, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий (т.е. планировать свою деятельность). Например, подвижные игры с правилами (игры на «внимание»), настольные игры, выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий), конструирование по образцу. В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент на рисование по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т.д.), работе с лабиринтами, графических диктантах, создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу), обучении поэтапному копированию изображений.

    Кроме перечисленных трудностей в развитии ребенка, которые влияют на формирование графических навыков, важно отметить проблемы обучения, связанные с мотивацией. Далеко не всем детям интересно выполнять какие-либо графические задания, особенно, если ребенок чувствует, что у него это плохо получается. Именно тех воспитанников, которые «не дружат» с карандашом и бумагой и которым нужны дополнительные занятия, сложнее всего усадить за рисование или выполнение заданий в развивающей тетради. И еще сложнее сделать так, чтобы они упражнялись в «полезных навыках», а не рисовали то, что хочется. Поэтому необходим игровой контекст, который придаст действию очевидные для ребенка смысл и ценность. Например: «Нарисуй заборчик, как показано в образце, чтобы оградить котенка от злой собаки». Таким образом, активизируется жизненный опыт дошкольника, затрагиваются их эмоциональные переживания - в этом случае ребенок будет искренне стараться нарисовать самый лучший заборчик для бедного котенка.

    Выполнение задания «ради задания» может быть ценным в период подготовки к школе. На 6-7 году жизни ребенок часто играет «в школу» и с радостью будет «делать уроки». Именно в этот период у детей успешно формируется навык точного выполнения заданий по образцу.

    Еще одним важным аспектом, который связан с успешностью обучения, является самооценка ребенка. Очень важно подбирать задания не слишком легкие и не слишком тяжелые, требующие приложения небольшого усилия для выполнения, чтобы дошкольник почувствовал себя успешным. Кроме подбора заданий, роль педагога заключается в эмоциональной поддержке детей, поощрении их усилий.На первых этапах важен не результат, а старание. Если взрослый будет акцентировать внимание дошкольника даже на небольших успехах, то маленький художник сможет постепенно обрести уверенность, а вместе с ней- желание идти дальше. Напротив, одна –две резких оценки трудов ребенкаи надолго отобъет у него желание заниматься рисованием и письмом.

    В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста важно обратить внимание на форму и содержание занятий. Не просто в условиях группы детского сада осуществлять индивидуальный подход, подбирая задания, соответствующие уровню их развития  и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В подгруппу можно объединить воспитанников, имеющих похожие проблемы и примерно одинаковый уровень овладения графическими навыками. Работая с 3-4 детьми, удобно наблюдать за качеством их деятельности, вовремя оказывать необходимую помощь, корректировать позу и захват карандаша у каждого ребенка. Благодаря высокой концентрации и эффективности таких занятий они могут быть 5-10 мин-для младшей и средней групп, 10-15 мин-для старшей группы и 15-20 для подготовительной.

    На занятиях по развитию графических навыков важно осуществлять комплексный подход: кроме собственно графических заданий, желательно включать элементы сюжетно-ролевой игры, театрализации, музыкальное сопровождение и познавательные задания и задачи. Это повышает и мотивацию детей, помогает им сконцентрироваться на задании. Этому и способствует и опора на собственные интересы детей: педагог может предлагать графические задания на том материале, который увлекателен для дошкольников данной группы.

            Таким образом, содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей.

    Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками

    Второй год жизни

    • Проявляет интерес к рисованию пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами
    • Рисует линии, подражая взрослому (горизонтальную, вертикальную, подобие спирали)
    • Ставит точки и цветные пятна пальчиком или штампом, подражая взрослому
    • Пытается закрасить лист, подражая взрослому

    Третий год жизни

    • Рисует прямые линии по показу и по образцу (горизонтальные, вертикальные, сплошные, прерывистые, подобие волнистой)
    • Показывает на листе контурные изображения, вместе с взрослым обводит контур пальчиком
    • Ставит точки или рисует черточки в определенном месте
    • Пытается закрашивать изображение в пределах контура
    • Рисует подобие круга по образцу
    • Проводит линию по прямой или слегка изогнутой «дорожке»(ширина «дорожки» 3-4 см)
    • Рисует простого человечка  - «головонога»

    Младший дошкольный возраст

    • Рисует линии по образцу  или инструкции: в заданном направлении (вертикальные, горизонтальные, наклонные), сплошные и пунктирные, волнистые, длинные  спирали, петли,  ломаные линии
    • Рисует круг, треугольник, квадрат с образцом или без образца, композиции из 2-3 фигур
    • Может обвести контуры изображения пальцем, карандашом с небольшими отклонениями

    Средний дошкольный возраст

    • Опознает «зашумленные» контуры (например, пунктир среди точек) и может обвести изображение по контуру
    • Закрашивает изображение, практически не выходя за контуры
    • Выполняет крупную штриховку в заданном направлении (вертикальная, горизонтальная, наклонная)
    • Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 10 точек)
    • Проводит линию в запутанных «дорожках» и лабиринтах
    • Дорисовывает недостающую половинуизображения простых предметов (домик, солнышко, грибок)
    • Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их
    • Рисует простые изображения и предметы без деталей
    • Рисует человека со всеми основными частями тела, относительно пропорционально
    • По образцу рисует в крупных клетках цифры, печатные буквы
    • Умеет копировать простые изображения по клеточкам
    • Ориентируется на листе бумаги(углы, стороны, середина), располагает рисунок гармонично, в центре листа

    Старший дошкольный  возраст

    • Рисует сплошные линии – узоры с чередованием элементов (например, узкая петелька - широкая петелька, петелька вверх - петелька вниз, полукруг- «зубец»)
    •  Важно, чтобы линия рисовалась без отрыва руки, одним движением
    • Рисует линии- узоры в широких строчках
    • Рисует геометрические орнаменты в широких строчках
    • Рисует элементы письменных букв в строчках: петелька вверх, петелька вниз, крючок, наклонная палочка, овал (на занятиях элементы рисуются сначала отдельно, а затем как единый узор, без отрыва руки)

    Подготовительный  дошкольный возраст

    • Рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал (с образцом или без образца),сочетания  этих фигур по образцу (композиция из 5-7 фигур)
    • Может обвести контуры изображений  карандашом, практически без отклонений,
    • Опознает более сложные «зашумленные» контуры и обводит изображение по контуру
    • Закрашивает изображение, не выходя за контуры
    • Выполняет мелкую штриховку в среднем и мелком контуре в заданной конфигурации(волнистая, зигзагообразная, пунктирная)
    • Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек), ориентируясь по цифрам (до 10)
    • Проводит линию в лабиринтах средней и высокой сложности (ширина дорожек0,4 -0,7 см)
    • Дорисовывает недостающую половинуизображения зеркально по клеточкам
    • Замечает, каких деталей не хватает и дорисовывает их (сложные варианты)
    • Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, мелкими частями тела и лица(брови, ресницы, ногти)
    • Рисует сложные  изображения и предметы с детализацией
    • Рисует цифры в крупных клетках по образцу и устной инструкции взрослого (по образцу рисует печатные буквы, пишет свое имя)
    • Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения по клеточкам, выполняет «графический диктант»
    • Ориентируется на листе бумаги (может назвать углы и стороны), соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить предметы, которые собирается нарисовать

     

     

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.03.2017)
    Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021