Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 16.04.2021, 22:20

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    КОНСУЛЬТАЦИЯ «Технология «ТВИГИС» - поддержка инициативы и самостоятельности у мальчиков»  (старший возраст) Воспитатель: Пархоменко М.В.

    МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»

     

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    «Технология «ТВИГИС» -

    поддержка инициативы и самостоятельности

    у мальчиков»

    (старший возраст)

     

    Воспитатель:

    Пархоменко М.В.

    Сентябрь, 2017

    Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательного процесса и его главными характеристиками как субъекта становятся самостоятельность, активность, инициативность. Проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде. Данные характеристики составляют индивидуальный портрет ребенка и включают в себя особенности мужского и женского пола.

    На современном этапе развития дошкольного образования педагоги особо отмечают, что обучение, развитие и воспитание детей без учета их пола чревато многими проблемами, которые будут сказываться на настоящей и будущей жизни мальчика и девочки. Все многообразие видов детской деятельности в дошкольной организации носит специфичные черты поведения мужского и женского пола. Поэтому для педагогов важно определить стратегию воспитания мальчиков и девочек в соответствии с их полоролевыми различиями. Например, для формирования основ мужественности, педагогам необходимо осознать особенность мужского типа поведения. Чтоб успешно сформировать в будущем мужчине чувство ответственности, необходимо предоставлять ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность в принятии решений. Действенное начало мужского характера должно проявляться, прежде всего, в поступках.

    Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образуют личностное качество – инициативность. В педагогическом словаре инициативность (от лат. initiare – начинать) трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным самостоятельным действиям [6]. Это качество социально значимое.

    Важность формирования инициативы у будущего мужчины отражена в истории педагогической мысли в России и за рубежом. В трудах английского философа – материалиста Дж. Локка подчеркивается, что для успеха джентльмену очень важно уметь проявлять собственную инициативу [10]. Теоретические и практические аспекты полоролевого подхода в жизнедеятельности современного дошкольника рассматриваются в работах Т.А. Репиной, Л.В. Градусовой, Л.В. Коломийченко, Е.А. Кудрявцевой и др.

    Актуальность проблемы формирования в мальчике будущего мужчины и объективные трудности педагогов дошкольных образовательных организаций в реализации полоролевого подхода в воспитательно-образовательном процессе обусловили необходимость разработки инструмента их поддержки. Таким инструментом может стать технология развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста «ТВИГИС» (ТВорчество, Игра, ИСследование) (рис. 1).

     

    Рис.1. Три кита технологии развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста «ТВИГИС»

     

    Творчество, игра и познавательно-исследовательская деятельность – три кита разработанной педагогической технологии, они способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост. Кроме того, аббревиатура указывает на «мужские» качества, которые в рамках полоролевого подхода традиционно формируются педагогами у мальчиков – дошкольников: стремление к познанию, исследованию окружающего мира, игровая и творческая активность, решительность, смелость и др.

    Технологи «ТВИГИС»

    Идентификация технологии: технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

    По уровню применения: общепедагогическая.

    По ориентации на личностные структуры: эвристическая.

    По характеру содержания и структуры: развивающая. Обучающая.

    По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

    Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.

    Цель разработки и внедрения технологии конкретизируется в решении следующих задач:

    • дидактические: формировать любознательность и познавательную мотивацию;
    • развивающие: развивать инициативу и самостоятельность мальчиков старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам;
    • воспитательные: формировать навыки позитивного взаимодействия с партнерами по деятельности;
    • социализирующие: способствовать становлению самостоятельности, инициативности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

    Концептуальная основа: в основу технологии положены структура деятельности по А.Н. Леонтьеву [7] и структуру инициативности по Т.С. Борисовой [2,3]. На их основе была разработана модель «Шесть вопросов», направленная на развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам (табл. 1).

     

     

     

     

     

     

     

    Вопросы носят конструктивно-поисковый характер, помогают ребенку дошкольнику самостоятельно ставить цель и планировать свои действия для ее достижения.

    Формирование инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.

    Методика работы с моделью «Шесть вопросов». На этапе знакомства с моделью воспитатель действует совместно с ребенком: ведет разговор на интересную для мальчика-дошкольника тему в форме познавательной беседы, создает проблемные ситуации, помогает поставить цель и разработать план действий, при необходимости участвует в деятельности, вместе с ребенком осмысливает ее ход и результаты, достижения воспитанника.

    В работе с дошкольниками используется специально разработанная наглядная модель со смайликами (рис. 2), которые помогают детям запомнить вопросы и алгоритм действий.

     

    Рис. 2. Наглядная модель «Шесть вопросов» для детей дошкольного возраста

     

    Например, рассматривая глобус, воспитатель ставит проблемную ситуацию перед мальчиком: «На Земле пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный, Ледовитый и Южный. Какой из самый большой? Рассмотри глобус и попробуй найти его. Ты нашел правильно. Это Тихий океан». Далее начинается работа со смайликами и вопросами. Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и мальчик определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы. Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: «Что я хочу узнать о Тихом океане?, «Что сделать, чтобы узнать?». Для мальчиков характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах.

    Приведем примеры ситуаций, используемых для развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста с опорой на модель «Шесть вопросов».

    Совместное планирование работы осуществляется в соответствии с принципами открытости, диалогичности, рефлексивности.

    Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей: можно вносить любое предложение, творчески перерабатывать идеи и предложения родителей, педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации. При этом дети имеют право не участвовать в деятельности, которую инициировали; в качестве результата представлять то, что именно они считают своим достижением; принимать решение о продолжении или завершении работы в другое время и т.д.

    Принцип диалогичности реализуется в совместном обсуждении предстоящей работы, цели и плана действий по ее достижению. Каждый участник имеет право высказаться по поводу организации деятельности, перспектив ее продолжения, содержании, полученного результата и пр. все аргументы будут услышаны.

    Принцип рефлексивности предполагает обращение ребенка к осмыслению опыта деятельности и, подчеркивает Л.В. Свирская, «является основой для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата и саморегуляция поведения» [9].

    Планируемые результаты. Основными результатами реализации технологии развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста «ТВИГИС» являются:

    • развитие детских интересов;
    • формирование любознательности и познавательной мотивации;
    • формирование активной деятельностной позиции;
    • становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
    • формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности;
    • развитие креативности и творческого мышления;
    • развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
    • развитие инициативы и самостоятельности.

    Диагностический инструментарий представлен в виде дневника наблюдений за проявлениями инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста (табл. 2). В качестве критериев оценки используются показатели развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста. Воспитатель делает краткие записи об особенностях развития показателей. Уровень проявления инициативы и самостоятельности может также фиксироваться с помощью маркеров (Д – достаточный, БД - близкий к достаточному, Н – недостаточный) на начало и конец года.

    Следуя принципу вариативности дошкольного образования, педагоги дошкольных образовательных организаций имеют возможность выбора образовательных программ, методик и технологий с целью эффективного решения образовательных задач. Важную роль при этом играет учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников и их полоролевых различий. Технологии полоролевого воспитания детей дошкольного возраста помогут педагогам в реализации полоролевого подхода в образовательном пространстве современного детского сада.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (15.10.2017)
    Просмотров: 1457 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021