Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.02.2021, 20:51

МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"

Главная
Сведения об ОО
Наши новости
[20.02.2021]
Спортивно-музыкальное мер... (0)
[20.02.2021]
Подготовка к конкурсу, по... (0)
[20.02.2021]
В детском саду п.Омсукчан... (0)
[20.02.2021]
Подготовка к конкурсу, по... (0)
[20.02.2021]
Подготовка к конкурсу, по... (0)
[20.02.2021]
Нравственно - патриотичес... (0)
[20.02.2021]
Старшая группа "Кораблик"... (0)
[19.02.2021]
Мл. группа "Непоседы" поз... (0)
[11.02.2021]
Средняя группа «Радуга» п... (0)
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Тестовая методика определения речевой готовности к школьному обучению»Подготовила воспитатель:Колодина О.С.

              Перед системой дошкольного образования на современном этапе стоят сущностно значимые задачи разработки научно-методических основ и технологий обеспечения образовательного процесса в детском саду на выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования принципах, среди которых: «полноценное проживание ребенком всех этапов детства», «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений», «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», «возрастная адекватность дошкольного образования» и др. Стандарт ориентирует педагогов на реализацию образовательной программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, «прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

              Стандарт выделяет в качестве самостоятельной образовательной области – «Речевое развитие». Речь – деятельность, которая пронизывает всю жизнь языковой личности, опосредствует все виды деятельности и общения. Языковая личность понимается как совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений. Изучение речевого развития дошкольника в контексте становления языковой личности предполагает обращение к его социальным связям; к сфере общения с взрослыми и детьми; к опыту совместной деятельности, который в условиях детского сада ребенок приобретает в рамках образовательного процесса, организуемого педагогом. Речевое развитие направлено на воспитание языковой личности дошкольника – компетентной в языковом отношении (владеющий звуковым строением, словарным запасом, грамматическими формами и структурами родного языка), способной вступать в диалогическое общение (личностно значимый для субъектов речевой диалог), выражать мысли и чувства в форме текста (повествование, описание, элементарное рассуждение, контаминация).

               Школьное обучение — один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Часть родителей, воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка события, пожалуй, не лишена смысла, ибо для обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольного детства. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение.

              Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, произвольного внимания и памяти, аналитико-синтетического восприятия. Всеэти психические процессы находят отражение в тестовой методике оценки речевой готовности к школьному обучению. Чтобы проверить, как сформированы у будущего школьника предпосылки к школьной готовности, можно предложить ребенку ответить на ряд вопросов.

     

    МЕТОДИКА 1. «Беседа»

    Общие вопросы развития словаря ребенка и ориентировки в окружающем мире

    • Назови свое полное имя и фамилию.
    • Чем ты любишь заниматься?
    • Сколько тебе лет? Назови полную дату своего дня рождения.
    • Назови членов своей семьи. Назови имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек. Где и кем они работают?
    • Есть ли брат или сестра назови сколько им лет? Старше они или младше тебя? Где и кем они работают?
    • Назови свой домашний адрес. В каком городе ты живешь? Как называется страна, в которой ты живешь?
    • Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

    Природа

    • Чем отличаются домашние животные от диких?
    • Какую пользу приносят домашние животные?
    • Каких ты знаешь хищных и травоядных животных?
    • Назови зимующих и перелетных птиц. Почему их так называют?
    • Какие ты знаешь травы, кустарники, деревья?
    • Назови садовые и полевые цветы.
    • Как называются плоды дуба, сосны, яблони?
    • Какие ты знаешь явления природы?

     

    Мир и человек (назови профессии)

    • Кто учит детей?
    • Кто пишет картины?
    • Кто лечит людей?
    • Кто строит дома?
    • Кто пишет стихи?
    • Кто водит автомобиль?
    • Кто сочиняет музыку?
    • Кто шьет одежду?
    • Кто играет в кино и театре?
    • Кто работает в парикмахерской?
    • Какие ты знаешь виды спорта?
    • Какие ты знаешь музыкальные инструменты?
    • Как правильно переходить дорогу?
    • Каких ты знаешь писателей?
    • Девушка, занимающаяся плаванием – это…
    • Девушка, занимающаяся лыжным спортом – это…

    Величины измерения (Чем измеряют?)

    • Температура;
    • Время;
    • Вес.

    Сформированность временных понятий

    • Какие ты знаешь времена года? Сколько их?
    • Назови приметы каждого времени года.
    • Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько их в году?
    • Назови дни недели. Сколько их?
    • Назови части суток.
    • Что больше, минута или час, день или неделя, месяц или год?

    География

    • Какие ты знаешь города и страны?
    • Чем отличается город от деревни?
    • Какие ты знаешь реки?
    • Чем отличается река от озера?
    • Какие ты знаешь планеты? На какой планете мы живем?

    Если дошкольник не испытывает трудности в ответах, правильно понимает заданную инструкцию, самостоятельно пытается ответить на вопросы, принимает помощь взрослого и переносит ее на аналогичный пример, не боится говорить, рассуждать, доказывает свое мнение, то он успешно будет потом усваивать и школьную программу. В этом ему помогут специфические речевые и языковые навыки, которые могут быть проверены отдельно.

    МЕТОДИКИ 2-3. «Состояние фонематического восприятия и звукопроизношения»

    • Слушай внимательно и повторяй без ошибок.
    • Послушай слова, какими звуками они отличаются?
    • Послушай слова, найди общий звук, который встречается в каждом слове.

    МЕТОДИКА 4. «Сформированностьзвуко-слоговой структуры слова»

    • Повтори правильно слова.
    • Объясни лексическое значение слова.

    МЕТОДИКА 5. «Исследование навыков языкового анализа»

    • Сколько слов в предложении?
    • Сколько слогов в слове?
    • Определи место звука в слове.
    • Сколько в слове всего звуков?
    • Составь из букв слова.

    МЕТОДИКА 6. «Исследование грамматического строя речи»

    • Исправь ошибки в предложении:
    • Девочку гладят утюгом,
    • Картинку нарисовала мальчик,
    • Мальчик умывается лицо,
    • По морю плывут дельфин,
    • Хорошо спит медведь над снегом,
    • Над большим деревом была глубокая яма.
    • Составь предложения из слов:
    • Доктор, больные, лечит.
    • В, сад, расти, ягоды.
    • Сидеть, птичка, веточка, на.
    • Дедушка, косить, трава, лошадь, для.
    • Добавь в предложение маленькое слово-предлог.
    • Проверим словообразование:
    • Образование существительных множественного числа.
    • Образование существительных в уменьшительной форме.
    • Образование относительных прилагательных.
    • Образование качественных прилагательных.
    • Образование притяжательных прилагательных.

    МЕТОДИКА 7. «Исследование связной речи»

    • Составь рассказ по одной сюжетной картинке.
    • Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Разложи в правильной временной последовательности картинки, составь рассказ, выделяя причинно-следственные связи, передавая смысловые ситуации.
    • Придумай рассказ со словами: щенок, подарок, Петя.
    • Прослушай рассказ, перескажи его с опорой на вопросы.

     

    Кроме общей речевой готовности, данный тест поможет педагогу или родителю выявить причины, лежащие в основе специфического нарушения письменной речи учащихся и трудности, которые являются серьезным препятствием в усвоении учениками некоторых грамматических правил.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.05.2016)
    Просмотров: 602 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наша жизнь
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021