Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 16.04.2021, 23:53

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» Подготовила:воспитатель Зангиева М.И.

    «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»

    В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:

    • Условий развития ребенка, открывающей возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
    • Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Социализация представляет собой последовательное, всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм, ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели педагоги. Постепенно ребенок Абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируются с обществом в целом, реализую изнутри социальные модели поведения. Если первичная социализация – это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация- это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации- реализации в обществе уникальной индивидуализации личности.

    В отличии от адаптации социализация- процесс не просто приспособления, но и активного усвоения социальных норм и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.

    Основные механизмы социализации:

    • интериоризация;
    • ролевое экспериментирование;
    • социальные ритуалы и социальные образцы;

    В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные модели и воздействия поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

    Средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО:

    • предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;
    • язык, речевое общение;
    • образцы поведения значимых взрослых;
    • элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения;
    • объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами;

    Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества.

    Задача социального взрослого (воспитателя, педагога- психолога, педагога дополнительного образования и др.) – исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанников, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

    Предметная среда не должна быть уменьшенной копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности.

    Цель организуемой среды - создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования- обеспечения разнообразия форм и содержания образования, представление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества, создание этнокультурной среды. Воплощение этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории дошкольной образовательной организации, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры (музеев, выставок, парков).

    Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих

    • уважение себя и других;
    • уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
    • естественность поведения и искренность;
    • готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
    • самостоятельность намерений и решений;
    • эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
    • ориентация на индивидуальные и социальные интересы;

    Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

    Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.

    Показатели успешной социализации дошкольника:

    • точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
    • эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
    • сформированность социальных переживаний и эмпатии;
    • навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
    • способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость;
    • положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;
    • личный опыт социального взаимодействия и принятия решения в разных ситуациях социального взаимодействия.
    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.05.2016)
    Просмотров: 1229 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021