Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 16.04.2021, 23:18

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    ДОКЛАД «Реализация  принципа индивидуализации в ДОУ» Подготовила: воспитатель  Сачук З.Ф.

    Особенности индивидуального подхода в контексте ФГОС.

    Среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе, выделяются ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Согласно ФГОСу дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видах деятельности.

    Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. Об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили ещё Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский.

    Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Каминского. Формулируя цель обучения как принцип «научить всех всему», педагог уже в то время уже осознавал, что реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться к каждому ребенку.

    Для реализации принципа индивидуализации в ДОУ прежде всего необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией образовательного процесса. Таковыми является: индивидуальность, индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, индивидуализация.

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента интеллекта, способностей.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД как принцип педагогической деятельности включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводятся к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

    Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития ребенка, его физических умений, умственных способностей, а также от характера влияния на него окружения.

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он прибрел в индивидуальном опыте.

    Таким образом, индивидуализация образования может быть рассмотрена в следующих направлениях:

    * как индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в свое время, в своем пространстве;

    * как самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, используя полученные данные);

    * как результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий.

    Индивидуализация – активное качество. Оно предполагает сотрудничество между ребенком и взрослым во всех видах деятельности, которые присущи дошкольному возрасту.

    Существует индивидуальный стиль поведения ребёнка. Необходима постановка индивидуальной задачи для конкретного воспитанника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также типом темперамента и гендерной принадлежностью.

    Индивидуализация не поддаётся эталонам. Принцип индивидуализации нацелен прежде всего на укрепление положительных качеств ребенка. Этого можно добиться, если использовать похвалу и создание положительной мотивации (например, педагогу на занятиях по ИЗО, следует не просто хвалить всех детей, не сравнивать их рисунки, а выделить работу каждого).

    Индивидуализация - проявляется, когда ребенку предоставляется выбор, когда развивается его самостоятельность. Проводя время в различных центрах активности, дети выбирают сами вид деятельности. С этой целью в каждой группе организованы развивающие центры с различным содержанием и оснащением в соответствии с возрастом детей:

    * в группе раннего возрасте – это театральный, физический, художественный центры;

    * в средней – так же центры, что и в группе раннего возраста, а также центры «Художник» и «Вообразилия»;

    * в старшей – центры «Знайка», «Кулинария», «Мастер на все руки», «Салон красоты».

      Разнообразные виды занятий, организуемые в данных центрах, позволяют избежать однообразия в деятельности детей.

      Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, занятию, интересу. В центрах активности у ребенка есть возможность не ориентироваться на готовый ответ, готовое задание, установку. Игра развивается согласно собственному плану. Воспитатель просто может помочь обогатить деятельность новым содержанием с помощью наводящих вопросов (например: “Что можно делать с этим предметом?”. “Как ты думаешь, с помощью чего можно построить космический корабль (с помощью кубиков, кирпичиков и т.д.)?”. “Какие продукты можно купить для вкусного пирога?”).

      Ребенок действует в малых подгруппах (в основном в кругу друзей), в них он чувствует себя наиболее эмоционально комфортно. В обстановке, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того, дети получают много положительных эмоций, используют удовлетворение от собственных достижений.

      Во время игры взрослого и ребенка, ребенок может ориентироваться на свой индивидуальный результат. Детские работы служат своеобразным методом сбора информации о ребенке.

      Как правило, индивидуальную работу, работу с отстающими воспитанниками, воспитатель проводит или в утренние, или в вечернее время, когда не так много детей. В другое время педагог нацелен на выполнение программы, и часто работает с группой воспитанников, а не с подгруппой. В таких случаях трудно выявить основные потребности ребенка, его изюминку. Все обучение ориентированно на дошкольников усредненного уровня развития.

      Чтобы решить эту проблему и придерживаться принципа индивидуализации образования, можно воспользоваться планом индивидуальной работы, расписанный по дням недели, датам. Используя данную форму, воспитатель может проследить проявление активности, инициативы, самостоятельности конкретного ребенка в различных видах деятельности. Анализ полученных данных позволит педагогу увидеть в каких видах деятельности, ребенок проявляет индивидуальность в большей степени, и планировать дальнейшую работу.

    Для практической реализации принципа индивидуализации в ДОУ необходимы следующие психолого-педагогические условия:                 

     - наличие содержательно-насыщенной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды, удовлетворяющей потребностей ребенка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных и других впечатлениях;

     - содержание становлению субъективности ребенка в различных видах деятельности, поддержка активности, инициативности и творчества детей со взрослыми;

     - проектирование индивидуальных программ и образовательных маршрутов с учетом гендерных различий детей, их интересов и особенностей;

     - использование методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

     - обеспечить эмоционально комфортной и социально- защищенной атмосферы в группе сверстников;

     - повышение педагогической культуры родителей;

     - проведение диагностики образовательных потребностей ребенка;

     - психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов).

    Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДОУ. Но реализуя ее на практике, необходимо понимать, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь ребенку вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.03.2017)
    Просмотров: 2395 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021