МБДОУ «Детский сад п.Омсукчан»
К ПЕДСОВЕТУ
ДОКЛАД
«Психолого- педагогическое сопровождение развития литературных способностей»
Воспитатель средней группы
МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан»
Крысько Анастасия Владимировна
Ноябрь 2015
Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей.
Специальные способности - это индивидуально – психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Среди специальных наряду с музыкальными, художественными и театральными выделяют литературные способности.
Несмотря на то, что согласно исследованиям активное развитие литературных способностей относится к школьному возрасту, первые проявления их отмечаются уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в виде словесного творчества. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают сочинять примитивные по форме и содержанию сказки, рассказы, стихи. К концу дошкольного периода содержание детских сказок рассказов становится более сложным, они отличаются наличием новых образов. Однако в основе их содержания чаще всего лежат известные детям литературные произведения.
В работах Л. С. Выготского говорится о том, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития. В качестве мотивации детского творчества выступают положительные эмоции, испытываемые ребенком в процессе сочинительства, они побуждают преодолевать трудности ,придают уверенность, способствуют развитию гармоничной творческой личности.
Ввиду того, что творчество в дошкольном детстве становится универсальным и естественным способом существования ребенка, появляются прекрасные возможности для развития литературных способностей именно в этом возрасте. При этом важно, чтобы ребенок учился не только воспринимать художественную литературу ,что в последствии будет способствовать формированию у него поэтического слуха ,умения лучше чувствовать красоту и богатство речи ,но и личностно раскрываться в словесном творчестве ,сохраняя при этом свою индивидуальность . Для этого необходима организация психолого –педагогического сопровождения развития литературных способностей детей ,предполагающего взаимодействие педагогов ,воспитанников и их родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение-это сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней. Психолого – педагогическое сопровождение предполагает отслеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника ,а также учет его возрастных особенностей .
Модель психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей:
Диагностический этап.
На первом этапе проводится диагностика предпосылок развития литературных способностей дошкольников:
- диагностика развития речи;
-определения уровня развития любознательности;
-диагностика уровня развития воображения ,способности создавать оригинальные образы;
-определения уровня развития воображения.
Практический этап.
Практический этап раскрывает содержание работы педагогических работников с воспитанниками в процессе разнообразной совместной со взрослыми,самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности. Рекомендуется проводить интерактивные игры, посвященные творчеству известных писателей, художников, музыкантов. Участие в таких играх позволяет дошкольникам проявить свои творческие способности. Полезно детям регулярно участвовать в конкурсах литературной направленности.
Заключительный этап.
Заключительный этап предполагает обобщение и систематизацию результатов работы.
Для этого используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов:
-качественные показатели (наличие побед в конкурсах);
-тестовые процедуры (определение уровня развития воображения ,оценка беглости, гибкости и оригинальности мышления);
-неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям, увеличение численности воспитанников ,участвующих в мероприятиях литературной направленности).
Таким образом модель психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста позволяет управлять процессом развития данного вида способностей, раскрывая при этом творческий потенциал дошкольников, создавая условия для гармоничного развития каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей предполагает также взаимодействие педагогов и семьи. Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем ,насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от их отношения к книгам ,организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому ,что читали ребенку в детском саду. Эффективным механизмом взаимодействия родителей с сотрудниками детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятию) книг может стать система социального партнерства. При этом родители воспитанников получают профессиональную поддержку со стороны воспитателей и специалистов детского сада в виде тренингов, «круглых столов», диспутов и других форм работы . Педагоги могут подготовить для родителей перечень художественных произведений для чтения детям в семье. В детском саду педагоги могут организовать вечер встречи «Мои любимые детские книжки», в ходе которой родители и воспитанники расскажут о своих любимых произведениях. Продолжением деятельности в этом направлении станет организация фотоконкурса «Книга в кругу семьи». Для эффективного решение задачи приобщения дошкольников к восприятию книг важно сотрудничество с детской библиотекой.
Итак, для достижения наилучших результатов в развитии литературных способностей у детей дошкольного возраста необходимо организовывать психолого- педагогическое сопровождение . |