Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 16.04.2021, 23:35

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Проблема готовности детей к школе»

    Проблема готовности детей к школе

    Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время в соответствии  с новым  нормативно-правовым обеспечением  системы образования в Российской Федерации дошкольное образование является первым уровнем общего образования. В этих условиях для родителей и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной образовательной организации.

     Разработанный впервые в истории  дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на федеральном уровне закрепляет требования к  результатам освоения детьми образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

     В силу специфики дошкольного детства ( гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непосредственности и непроизвольности) , а также системных особенностей дошкольного образования неправомерно требовать от дошкольника конкретных образовательных достижений.

     Между тем большинство родителей по- прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Поэтому важно информировать родителей о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

    Зачастую, неуспевающие в учебе дети, обладают всеми необходимыми навыками письма, счета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития. Но готовность предполагает не только наличие определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе, необходимо обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.

    Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

    Это, прежде всего, уровни социально-личностного, мотивационного, волевого, интеллектуального развития, все они необходимы для успешного усвоения школьной программы. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности. Недостатки при формировании одного из уровней, рано или поздно влекут за собой отставание или искажение в развитии других,и так или иначе сказываются на успешности обучения. Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.

    Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

    Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития.

    Итак, чтобы понять готов ли ребенок к школе необходимо  проанализировать основные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению, а конкретно: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная, волевая, физиологическая характеристики.

    1. Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и кризис семи лет

    Кризис семи лет это тот критический период, который требует смены социальной ситуации, его связывают с началом обучения ребенка в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы личности, формируется устойчивая иерархия мотивов (феномен горькой конфеты). Появляется желание занять новое положение в обществе и выполнять общественно полезную деятельность. Если не происходит смена социальной ситуации, то у ребенка возникает чувство не удовлетворенности.

    Кризис семи лет характеризуется вызывающим поведением ребенка, он манерничает, корчит рожицы, паясничает. По мнению Выгодского, такое поведение свидетельствуют о потери детской непосредственности, у ребенка как бы происходит разделение внутренней и внешней жизни, ребенок примеряет на себе разные роли и по средствам этого происходит утрата непосредственности поведения. До семи лет ребенок поступает в соответствии с актуальной для него проблемой. Обретение посредственности поведения включает осознанность, между задумкой действия и самим действием вклинивается цензура, норма поведения, поведение становится более независимым от различных воздействий среды.

    Ребенок начинает осознавать и оценивать свое место среди других людей, формируется внутренняя социальная позиция, стремление соответствовать требованию взрослого, принимать новую социальную роль-роль школьника.

    Появляются новые социальные потребности, потребность в уважении, признании сверстниками и взрослыми. Желание поступать в соответствии с правилами, ребенку необходимо выполнять действие правильно. Он стремиться участвовать в групповой деятельности. Происходит усвоение моральных норм, социальных ценностей, правил поведения в обществе, теперь приходиться поступать не так, как хочется, а так как надо.

    Деятельность ребенка приобретает новое содержание. Умение не только контролировать свои действия, но и ориентироваться на результат.

    Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка, эта формирующаяся самооценка опирается на результат деятельности, успех-неуспех, а так оценок окружающих и одобрения родителей. Т.е. наличие кризиса семи лет является показателем психологической готовности к школе.

    2. Мотивационная готовность к школе

    Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений. Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но разуметься, почти ни кто из них не представляет, что такое школа в действительности. У многих детей совершенно идеализированное атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за партой с поднятой рукой, пишет, читает, и хорошие дети получают пятерки, а плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.

    Внутренняя же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающееся в познавательном интересе, проявляется в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего мотива. Познавательная потребность у ребенка существует с рождения, и чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится, поэтому родителям нужно уделять как можно больше и времени развитию детей, например, читать им книжки, играть в познавательные игры и проч. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя, а затем и родителя. Эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается.

    3. Волевая готовность к школе

    Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.

    Д.Б. Элькониным был проведен эксперимент. Детей первоклассников попросили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три желтым и один синим, дети раскрасили все кружечки в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует то, что не все дети готовы принять правила.

    Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.

    Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

     

    4. Социальная готовность к школе

    Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения.

    Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения ребенка с родителями и ребенка со сверстниками, ведь от того как сложится ситуация в школе, от того на столько будут выражены успехи, в последствии будут сказываться на отношениях со сверстниками и родителями.

    В ситуации урока, существуют строгие правила, которых должен придерживаться школьник, например, только предметное общение. Дети готовые к обучению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях, общение между преподавателем и учеником приобретает черту произвольности.

    5. Интеллектуальная готовность

    Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

    Для того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать материал.

    Это само собой наличие элементарных навыков письма, чтения, счета. Ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, и выделять существенные признаки, делать выводы. Теперь ему приходиться работать с абстрактными категориями, научными понятиями. «Ребенок должен научиться различать разные стороны действительности, только при этом можно переходить к предметному обучении. Ребенок должен в предмете видеть его параметры, отдельные стороны, которые составляют его содержание. А так же для усвоения научных понятий, ребенок должен понимать, что его точка зрения не абсолютна и не единственна».

    6. Физиологическая готовность к школе

    Так же необходимо определить физиологическую готовность к школе, готов ли ребенок к таким нагрузкам. С одной стороны организм школьника зачастую готов к предъявляемыми школой требованиям, но с другой, некоторым детям очень трудно вынести такое умственное напряжение и физические нагрузки, или у ребенка может быть слабо развита моторика руки и он не может писать, это и сбой режима и перестройка всего организма к новому образу жизни, удержание внимания на уроках в течении 40-45минут и проч. Некоторым это дается довольно сложно. Перед поступлением в школу делается мед.обследование и определяется готовность. По показаниям к 8годам уже почти все готовы. Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологический, биологический и состояние здоровья. В школе ребенок сталкивается с кучей проблем, например, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника, или деформация кисти при сильных нагрузках на руку. Поэтому это такой же весомый признак развития, как и остальные.

     

    Заключение

    Поход в школу важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и подготовки. Мы установили, что готовность ребенка к школе это целостное явление, и для полной готовности необходимо, что бы каждый из признаков был развит полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия. Комплексная подготовка к школе включает пять основных компонента: мотивационная, интеллектуальная, социальная, волевая, физиологическая готовности. Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. Существует множество методов диагностики готовности детей к школе, они требуют тщательного подбора, так как многие из них неадекватны. При подготовке ребенка к школе так же необходимо проконсультироваться с детским психологом и педагогами.

     

     

    Литература:

    Гуткинан.И. « Психологическая готовность к школе.»  Питер, 2004г.

    В.А. Кулганов  «Проблема готовности ребенка к школе» // « Дошкольное воспитание» №5 2015г.

    « Вопросы подготовки детей к школе  на современном этапе» // « Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №5 2014г.

    Приложение 1

     Диагностика готовности детей к школе

     

    ОПРОСНИК

     

    Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

     

    1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

     

    2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

     

    3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)

     

    4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

     

    5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

     

    6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

     

    7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

     

    8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

     

    9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

     

    10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)

     

    11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

     

    12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

     

    13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

     

    14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

     

    15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

     

    16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

     

    17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

     

    18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

     

    19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

     

    20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

     

    Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

     

     

    Оценка развития познания

    1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?

    2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

    3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

    4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

    5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

     

    Оценка базового опыта

    6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

    7. Был ли малыш в библиотеке?

    8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

    9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

    10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

     

    Оценка языкового развития

    11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

    12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

    13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

    14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

    15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

    16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

    17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

    18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

     

    Оценка уровня эмоционального развития

    19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

    20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

    21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

    22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

     

    Оценка умения общаться

    23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

    24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

    25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

     

    Оценка физического развития

    26. Хорошо ли ребенок слышит?

    27. Хорошо ли он видит?

    28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

    29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли малыш играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)

    30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

    31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

     

    Зрительное различение

    32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

    33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

     

    Зрительная память

    34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

    35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

     

    Зрительное восприятие

    36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

    37. Понимает ли он, что читают слева направо?

    38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

    39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

     

    Уровень слуховых способностей

    40. Может ли ребенок рифмовать слова?

    41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

    42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

    43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

     

    Оценка отношения к книгам

    44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

    45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

    46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (04.04.2016)
    Просмотров: 1003 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021