Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 15.05.2021, 18:07

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Методика диагностики развития языковой способности у старших дошкольников» Подготовила: воспитатель Нёка О.Н.

    Проблема языковой способности на протяжении последних десятилетий привлекает внимание многих ученых - психологов, лингвистов, психолингвистов, нейролингвистов.

    Языковая способность – это специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения.

    Выделяют фонологический, семантический и грамматический компоненты языковой способности.

    Фонологический компонент отражает сформированность процессов восприятия и порождения звучащей речи, представлений о фонетическом строе родного языка.

    Семантический компонент – внутренний лексикон (система языковых значений).

    Грамматический компонент касается представлений о правилах образования новых единиц словаря и развертывания речевого высказывания. Он предполагает, во- первых, знание способов выражения грамматических значений ( рода, числа, падежа, лица, времени и т.п.), во-вторых - знание правил развертывания основных синтаксических конструкций, структурных схем предложения.

    Сформированная языковая способность предполагает системность знаний языка и умение использовать язык в соответствии с намерениями индивида и условиями общения.

    Для выявления уровня развития языковой способности у детей старшего дошкольного возраста необходимо диагностическое изучение всех трех компонентов языковой способности.

    Диагностика развития грамматического компонента языковой способности опирается на методики Н.В. Микляевой, Ж. Ньютена, Э.С. Бейна. А.Н. Корнева, И.Л. Баскаковой, В.П. Глухова (пример см. Приложение 1).

    Диагностика развития семантического компонента языкой способности проходит по методикам Н.В. Микляевой, А.К. Вагановой, И.Л. Баскаковой, В.П. Глухова (пример см. Приложение 2).

    При изучении фонологического компонента языковой способности мы ориентируемся на методики Н.В. Микляевой, Г.В. Гуровец, Г.П. Белякова, Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой (пример см. Приложение 3).

    Наряду с методиками используются беседы с детьми, родителями, логопедом, воспитателями; заполнение анкет воспитателями и логопедами; анализ речевых карт и психологических характеристик старших дошкольников.

     

                                             Приложение 1.

     Задание 1. «Составление предложений из начальных форм слов»

    Цель: выявить особенности внутреннего программирования высказывания.

    Экспериментатор предлагает ребенку сказать, используя заданные слова, что изображено на рисунке (3-5 слов). Вопрос задается в виде начальных форм слов предложения, содержание которого является сюжетом рисунка.

    Примеры: * Таня, ночь, спать – Что получилось?

                *Оля, ложка, суп, есть. – Что получилось?

    Оценка:

    • 1 балл – все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;
    • 2 балла – все слова согласованы грамматически  и по смыслу;
    • 3 балла – присутствуют все заданные слова, они согласованы грамматически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.

    Задание 2. «Закончить предложение»

    Цель: выявить возможности синтаксического прогнозирования.

    Ребенку предлагается закончить незавершенные высказывания                                       ( сложноподчиненные предложения).

    Пример. « Если бы я был волшебником…»

    Оценка: за каждый правильный ответ присуждается 1 балл, за верно составленную фразу – 3 балла.

    Ответы оцениваются по следующим параметрам:

    • Соблюдение требуемой синтаксической схемы высказывания;
    • Выполнение «грамматических обязательств», заданных в первой части высказывания;
    • Реализация заданного набора семантических признаков во второй части высказывания;
    • Сохранение целостного смысла всего высказывания.

    Задание 3. «Логико-грамматические конструкции»

    Цель: выявить способность логически мыслить и грамматически правильно составлять предложение.

    Ребенку предлагается ответить на вопросы с «заковыркой».

    Примеры: *Собаку укусила пчела. – Кто кусался?

    *Петя ударил Ваню. – Кто драчун?

    Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.

                                                    Приложение 2.

    Задание 1. «Объяснение значения слов»

    Цель: выявить состояние словарного запаса детей.

    Ребенку предлагается объяснить значение слов.

    Примеры: холодильник, полосатый, осторожно, золотые руки.

    Оценка: * 1 балл- за объяснение с помощью описания ситуации употребления;

        *2 балла – за определение с помощью упоминания функционального предназначения;

        *3 балла – за обобщение и отнесение предмета к определенному роду.

    Задание 2. «Несуществующие слова»

    Цель: определить сформированность морфологических обобщений.

    Ребенку предлагается объяснить значение несуществующих слов.

    Примеры: калавица, журноватые, пекануть, мнименце, васивые.

    Оценка:

    • 1 балл – за ответ - слово в виде уподобления звуковому комплексу заданного слова;
    • 2 балла – за осознание согласованности формы заданного слова и морфологического комплекса слова – объяснения.

    Задание 3. « Ориентировка в семантических отношениях»

    Цель: выявить, знает ли ребенок семантические отношения: часть – целое, род- вид, антонимы, синонимы, конверсии.

    Ребенку предлагается поиграть в игру.

    Примеры: ~ Взрослый называет предметы, а ребенок – его часть: человек – нога, дерево - …

    ~ Твердо – мягко, сладко - …

    ~ Бежать – скакать, купаться - …

    Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл по каждому заданию.

     

     

     

     

                                                            Приложение 3.

    Задание 1.

    Цель: выявить артикуляционные возможности детей.

    Ребенку предлагается повторить за взрослым движения. Используют функциональные пробы, предложенные профессором Г.В. Гуровец:

    *оскал зубов;

    *наличие носогубной складки;

    *удержание позы ( язык вытянуть из средней линии и удержать).

    Оценка: выполнение каждого теста оценивается в 1 балл.

    Задание 2.

    Цель: выявить возможности восприятия артикуляционной позы.

    Вниманию детей предлагается ряд картинок с изображением артикуляционного уклада. Взрослый демонстрирует образец собственной артикуляции и просит соотнести его с изображением – «Покажи, где так нарисовано? Теперь сам так сделай».

    Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.

    Задание 3.

    Цель: выявить сформированность звуко - слоговой структуры слова и навыков звукового синтеза.

    Взрослый просит ребенка повторить комплекс звуков, складов и затем угадать, какое слово было загадано. Всего предлагается 10 слов (3- односложных, 3- двусложных, 3- трехсложных, 1- четырехсложное слово).

    Пример. «Д…  о… м. До - м. Что я сказала?»

    Оценка:

    • 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления, быстрое опознание слова;
    • 0,5 балла – замедленное поскладовое или позвуковое воспроизведение и затруднение в опознании слова;

    0,25 балла – искаженное воспроизведение с сохранением количества складов, существенные трудности в опознании слова.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.05.2016)
    Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021