Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 05.03.2021, 04:58

МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"

Главная
Сведения об ОО
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад к семинару «КУЛЬТУРА ДЕТСКОЙ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ» Подготовила: воспитатель Зангиева М.И.

    КУЛЬТУРА ДЕТСКОЙ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ

    Настольные игры являются одном uз культурных практик, которую ребенок осваивает  в дошкольном возрасте. Занятия, настольными  играми помогают установлению контактов в семье, и детском коллективе, развивает тактильную и куда художественную культуру, способствуют овладению поведенческими нормами, знакомят с литературно – историческими сюжетами и помогают сориентировать ребенка в предметно-бытовой и социальной обстановке.


    Каждому из нас по собственному детству хорошо знакомы занятия с настольными играми. И хотя прежде эти занятия не рассматривались в категориях «культурных практик», их связь с культурной традицией всегда осознавалась. Игровые поля, карточки лото, деревянные бочонки и разноцветные пазлы — все это материальные артефакты
    культуры и одновременно предметы для детского досуга. Навык и привычку обращения с ними ребенок впервые по­лучает от взрослых (в семье или в дет­ских дошкольных учреждениях). Проис­ходит это, как правило, к шести годам, когда появляется устойчивый интерес
    к настольным играм. Однако первые за­нятия ребенка-дошкольника с отдельны ми видами настольных игр начинается раньше (с трех лет).

    Настольные игры отличаются невероятным разнообразием, а их про­исхождение уходит корнями в далекое прошлое. Понятие о детской настольной игре, предназначенной для развлечения и обучения ребенка, стало складываться в последней трети XVIII в. В отличие от самопроизвольных детских игр, на­гольные игры изготовлялись для детей : определенными целями: досуговыми, воспитательными и обучающими. С течением времени эти цели менялись, соот­ветственно изменялись названия детских игр, их оформление и содержание. Так, под различными названиями выходила игра «Рич-рач», созданная в Германии в начале XX в. Ее цель — провести все четыре пешки своего цвета через игровое толе в «домик». Среди названий игры — «Людо», «Догонишь — с места сго­нишь», «Человек, не сердись», «Кто быстрее» и т.д. В правилах к игре указыва­лось, что она «развивает воображение», десятилетие спустя — «учит терпению», затем — «способствует развитию памяти , а в советское время — «воспитыва­ет чувство коллективизма». В нынешних изданиях игры «Рич-рач» отмечается, что «Игра способствуют развитию внимания  и умению сосредоточиться».

    Содержательный опыт создания и использования настольных игр был накоплен в советское время. Многие виды настольных игр разрабатывались педаго­ги при участии психологов, писателей и художников. Среди игр для дошкольни­ке рекомендовались различного вида домино, мозаики, разрезные картинки, «Летающие колпачки», «Ботаническое лото», «Кем быть», «Зоолото», «Сказки Пушкина», «Цирк», «Космическое пу­тешествие», «Приключения Буратино», лото для изучения иностранных языков. Настольными играми комплектовались детские сады (в некоторых были насто­ящие игротеки), и методика занятий с ними была тщательно разработана.

    Когда наступила эпоха виртуальных игр и компьютерного досуга, весь этот советский запас оказался не нужным. На смену ему пришли новые виды игр, как правило, иностранного производства. В последние годы к ним добавились игры российских производителей, некоторые из этих игр получили международное признание. Граница между зарубежным и российским продуктом не принципи­альна, поскольку в основе большинства современных игр — интернациональные схемы и правила. Сети специализиро­ванных магазинов предлагают великое множество настольных игр для занятий с детьми самого разного возраста.

    Определить возрастную адресован- ность той или иной настольной игры не всегда легко. Игры развивающие име­ют специальную маркировку. Сложнее с играми для развлечения детей и се­мейного досуга, поскольку они рассчита­ны на участников разного возраста. При выборе игры для ребенка определен­ного возраста следует обращать внима­ние не только на правила, но также на время игровой партии. Детей утомляют длинные партии (больше 20 минут), а вот правила многих игр (если они не требу­ют сложных расчетов) дети осваивают довольно быстро. Многие популярные игры выпускаются со всевозможными расширениями, в том числе в детском варианте (например, вполне серьез­ная «Монополия» существует в форма­те детской игры). Особых детских сюже­тов в настольных играх нет, хотя, конеч­но, «Пати в кровати» или «Пятьдесят от­тенков серого» — это явно не для детей. Зато название «Морской бой» может обозначать как сложную стратегию, так и вполне доступную «войнушку». Отзывы родителей на форумах свидетельствуют: ребенка может увлечь самая неожидан­ная игра и разочаровать та, которая пред­назначена именно для его возраста.

    У родителей и педагогов часто воз­никает вопрос: какие из настольных игр можно использовать в досуге и воспи­тании современного дошкольника? От­вет на этот вопрос не может сводиться к рекламному перечню тех или иных игр, имеющихся сегодня в продаже (сайты магазинов дают об этом исчерпываю­щую информацию). Нельзя также огра­ничиться указаниями на полезность игры для развития ребенка (родители истово верят рекламным перечислениям по­лезных свойств издания). Важно оценить значение настольных игр в системе куль­турных практик детства. Это значение не ограничивается дидактическими целями и связано с культурой игрового досуга в широком смысле слова.

    Вначале об актуальности. Может по­казаться, что значение настольных игр в досуге ребенка XXI в. стало снижаться. На самом деле происходит обратный про­цесс — родители охотно приобретают для своих детей настольные игры, по­стоянно обновляя их запас. В обиходе современного дошкольника до десятка настольных игр разных типов (родители вывешивают на форумах списки домаш­них игр в три-четыре десятка наименова­ний). Причин возрастающего интереса к настольным играм несколько. Главная из них связана со стремлением взрос­лых обеспечить детям речевое и эмо­циональное общение в процессе игры (этой возможности полностью лишены виртуальные игры). Значение игрово­го общения хорошо понимали педаго­ги прошлого, пропагандировавшие на­стольные игры. Правила настольных игр позволяют равноправно взаимодейство­вать детям и взрослым, что способствует сближению всех членов семьи. Это ока­залось полезным новшеством для рус­ской патриархальной семьи, члены ко­торой в течение дня были строго разве­дены по разным этажам и сообществам.

    Но и в современной семье проблема установления контакта между детьми и старшими является актуальной. Поме­хой такому контакту служит занятость ро­дителей (реальная или мнимая), а также отсутствие традиций совместного досу­га. Многие респонденты, описывая свое детство, подчеркивают значение на­стольных игр для общения со старшими членами семьи (фраза «Это мама меня научила» или «Эту игру я узнала от де­душки» указывает на неразрывную связь игры с родным человеком). Некоторые вспоминают такое общение как самые счастливые минуты детства.

    Современные настольные игры про­думаны так, чтобы поддерживать на про­тяжении всей игры словесные и эмоци­ональные контакты между ее участни­ками. Для этого продумываются комиче­ские ситуации и неожиданные эффекты, вызывающие смех, удивление, радость.

    На взаимодействии игроков построены игры с угадыванием карт у партнера, с построением игрового пространства, выкладыванием домино, составлени­ем квартетов. Даже современные пазлы (прежде — игра для одного) стали кол­лективными. Есть игры, где надо обме­ниваться репликами, проявлять быструю реакцию, произносить определенные слова и фразы. Общение в игре забавля­ет как детей, так и взрослых. Указание на то, что игру полюбили старшие члены се­мьи часто встречается в отзывах на игры. «Даже наши бабушки-дедушки быстро освоили правила и смогли поучаствовать в баталиях, только свои проигрыши они объясняли тем, что зрение уже не то». (Речь идет об игре «Дикие джунгли», где нужна быстрая реакция рук и глаз при выборе карт.) Часто инициаторами за­нятий с настольными играми становятся папы, мамам же поручается чтение книг, и такое гендерное разделение впол­не оправданно (папы играют с особым азартом). Уже сама обстановка (распо­ложение всех вокруг одного стола, пере­дача кубика или карт по кругу) является соединяющим фактором. В детском до­школьном учреждении настольная игра способствует объединению детей в тес­ном кругу вокруг воспитателя.

    Не менее важна для ребенка так­тильная функция настольных игр, пред­полагающая манипуляцию игровыми предметами. Наличие таких предметов (карты и карточки, поля и фигуры, кости и кубики, фишки и мозаики и т.д.), кото­рые раскладывают на поверхности сто­ла, — отличительное свойство настоль­но-печатных игр. Современные произ­водители изобретательны в создании различных игровых фигурок, которые сосуществуют с традиционными карточ­ками и кубиками (например, помимо карт, в игре «Барабашка» используются фигурки — привидение, мышка, кресло, бутылка, книга). В отличие от игрушек, эти предметы не являются самодостаточными, они только приспособления для игры (хотя дети любят играть фиш­ками и картами как игрушками). Мани­пуляция лежит в основе многих совре­менных игр — нужно создать постройку из разнородных предметов или, наобо­рот, аккуратно ее разобрать, не рассы­пав детали (например, «Микадо», «По­строй башню» и т.д.). В отличие от «фре- белевских игр» (нужных для ребенка, но скучных для взрослого) современные манипуляционные игры увлекательны для компании из детей и взрослых. Од­нако важна не только манипуляция, но и самоприкосновение рук к игровым предметам — фишкам, карточкам, куби­кам, фигурам. В современных играх их изготовляют из приятных на ощупь ма­териалов — хорошего дерева или каче­ственного картона. Прикосновение к на­туральным предметам обогащает так­тильный мир ребенка и дает ему ощу­щение настоящего. Не редкость в на­стольных играх использование элемен­тов костюма (например, кепки, очки). Они помогают войти в образ (например, сыщика) и создают во время игры осо­бую театрализованную атмосферу.

    Удовольствие ребенку доставляет изобразительный ряд, богато представ­ленный в изданиях настольно-печатных игр. В процессе игры ребенок знакомит­ся с культурой рисунка и печатной графи­ки. Популяризатор игр Н. Соболев еще в начале XX в. мечтал о красочных игровых полях, вид которых будет воспитывать у ребенка художественный вкус. Совре­менные дизайнеры создают яркие и вы­разительные изображения абстрактного или предметного характера, некоторые из изданий игр не уступают по качеству иллюстрированным книгам. Ознакомле­нию с цветом и формой посвящены спе­циальные игры. В некоторых из них тре­буется отобрать фигуру определенной формы и определенного цвета, причем надо сделать это на скорость (например, «Доббль»), Среди мелких изображений глаз ребенка лучше находит нужное, так что игровой поединок взрослого и ре­бенка не обходится без азарта. Радую­щие глаз картины можно создать с помо­щью карточек и пазлов. Но и абстрактное игровое пространство с геометрически­ми фигурами привлекает детей красотой линий и игрой красок.

    Настольная игра представляет со­бой условную схему мирового простран­ства. Детское сознание склонно созда­вать собственные схемы как основу ав­тономного мира. По словам Ж. Пиаже, «детские представления проявляются в форме глобальных схем и схем субъек­тивных, т.е. не отвечающих аналогиям или причинным связям, которые все мо­гут проверить». «Глобальной схемой» является и настольная игра, с условной топографией и условными изо­бражениями (цифр, людей, животных, предметов). В процессе игры условно­сти становятся реальными объектами, связанными между собой динамичны­ми отношениями. В результате, игровое поле становится моделью определен­ного мира. Игровые миры создаются на поверхности стола с помощью больших развернутых карт или маленьких карто­чек, полученных в качестве бонусов и вы­кладываемых на столе (например, игра «Каркассон»), Игровые миры имеют, как правило, историческую и топографиче­скую маркировку. Особенно популярной является легендарная эпоха Средневеко­вья с ее замками, рыцарями и дракона­ми. Взрослые используют такие игры для первоначального ознакомления ребенка с древней историей.

    Но настольная игра ценна не толь­ко познавательными ресурсами (имен­но на это обращают внимание родите­ли и воспитатели). Многие сюжеты, ис­пользуемые в настольных играх, имеют фольклорно-мифологическую или ли­тературную основу. Они притягательны для человека с глубокого детства и за­поминаются ему на всю жизнь. Из уни­версальных топосов «пути», «плавания», «сражения», «поединка» строится боль­шинство сюжетов многих настольных игр. Ребенок дополняет их своими смыс­лами, импровизируя с сюжетом и персо­нажами, и в этом заключается важный культурный потенциал настольной игры.

    Значительную часть картонажных настольных игр составляют игры, в кото­рых элементы объединяются по принци­пу присоединения одинаковых звеньев. Это так называемые «гуськи», передви­гаться по которым надо с помощью по­казаний кубика (сейчас их принято назы­вать «ходилками»). Принцип кумуляции, отражающий древнейшие формы мыш­ления и повествования, стал достоянием детей не только в фольклоре (вспомним сказки типа «Колобок» или «Репка»), но и в настольных играх. Известно, что дети сами с удовольствием рисуют игровые поля, состоящие из цепочки одинаковых элементов. Дошкольники глубоко погру­жаются в процесс создания и прохож­дения игрового маршрута, проживая в игре универсальный путь человечества. Интерес к процессу создания игры у со­временных детей ничуть не меньше, чем у детей прошлого и позапрошлого века. Созданием настольных игр занимаются и в детских садах. Как свидетельствуют воспитатели, создавать игру — не менее интересно, чем играть в нее.

               Привлекательной для ребенка яв­ляется и система правил, представляю­щая собой устойчивую систему игровых ограничений. Смена штрафов и бонусов всегда неожиданна, что составляет эмо­циональное содержание игры, но в то же время системна и паритетна. Правила, прописанные в каждой настольной игре, помогают детям устанавливать социаль­ ные контакты и регулировать конфлик­ты, возникающие в процессе игры. Без­условное подчинение правилам игрово­го поля воспринимается ребенком как «справедливое» (что особенно ценится в коллективных играх). Игра дает ребенку возможность проявить себя в соревнова­нии с ровесниками и старшими. При этом очень важна этика поведения, которую осваивает ребенок в игре. Малолетние дворяне учились в настольных играх ма­нерам благородного человека, умеюще­го в любой ситуации (будь то проигрыш или выигрыш) сохранять выдержку. Так, при проигрыше рекомендовалось по­здравить партнера с победой, а при вы­игрыше не выказывать радости, которая может задеть чувства проигравшего. Пи­сатель Л. Пантелеев объяснял своей пя­тилетней дочери, как важно уметь сдер­живать раздражение и обиду при про­игрышах4. Овладение этикой игрового поведения (в современном понимании этикета) требуется и сегодня. Родители знают, как тяжело переживает ребенок проигрыш и сколько сил требуется на то, чтобы его успокоить или отвлечь. Опыт переживания неудачи тоже необходим, поэтому родители используют игровую ситуацию для разговора о терпимости и умении владеть собой. Благоприятным местом для уроков этикетной культуры является детский сад. Коллективная игра порождает в детях азартные чувства, а это, в свою очередь, дает повод для об­суждения их проявления.

             Важна в настольной игре и степень участия игрока в достижении выигры­ша. С этой точки зрения, все игры можно поделить на игры случая, где результат полностью зависит от показаний кубика или удачной карты (различные вариации «гуська»), и игры расчета, в которых про­ игрыш и выигрыш зависят от действий игрока (шашки, шахматы, нарды). Есть и смешанный тип игр, например, домино5. В современных играх предпочтение отда­ется сочетанию случая и расчета (напри­мер, популярная игра «Билет на поезд»). На интеллектуальную деятельность рас­считаны игры со словами («Эрудит») и накоплением средств («Монополия»), но они больше подходят для детей школь­ного возраста. Зато для дошкольников хороши игры на ассоциации, «гуськи», лото и некоторые виды стратегий (дети их осваивают на удивление быстро).

    Главное назначение детской на­стольной игры — сориентировать в предметно-бытовой и социальной об­становке и закрепить существующее представление о мире. Предметные лото и сюжетные игровые поля направ­лены на популяризацию элементарных знаний из различных областей челове­ческой жизни. Информация в игре по­дается на языке картинок, схем и услов­ных знаков, которые оживают на игро­вом поле. До конца XIX в. существовала практика помещать надписи к картин­кам прямо на игровом поле. Надписи не только служили пояснением к игре, но способствовали развитию грамотности. Теперь игровые поля делают без над­писей — картинки сами «рассказыва­ют» историю, а маршрут обозначает по­рядок событий. В играх для детей роль изобразительного материала особенно важна. Дети играют в игры взрослых, где картинок нет (например, русское лото), но издания детских игр всегда произво­дились с картинками (отсюда названия «детское лото» или «детское домино»),

            В основе многих игр — сюжеты из книг, мультфильмов и популярных сери­алов. Такая взаимосвязь книги, фильма и игры — характерная черта современ­ной массовой культуры. Новый медий­ный сюжет используется для уже извест­ной игры (покупая ребенку игру, следует смотреть правила, а не только название и оформление). При этом настольная игра не становится пересказом книги или фильма. Из эпизодов игрового сю­жета реализуется игроком только часть, к тому же порядок эпизодов постоянно нарушается за счет возвращения назад или переноса вперед. Но главное отли­чие игры от книги не в этом (ребенок тоже часто перескакивает с эпизода на эпизод). В детской книге итог противо­стояния сил определяется нравственны­ми постулатами (три поросенка празд­нуют нравственную победу над злодеем-волком). Иное дело в игре, где каж­дая из противодействующих сторон имеет равные шансы на награду, будь то Знайка или Незнайка, Буратино или Карабас-Барабас. Вариативность итога по­зволяет избежать назидательности и де­лает игру ближе к жизни. Это не значит, что настольная игра лишена морали. Даже самая простенькая из настольных игр напоминает маленьким игрокам о необходимости вновь начинать «путь» (кидать кубик, раскладывать карточки), верить в удачу и не отчаиваться.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.03.2017)
    Просмотров: 516 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наша жизнь
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021