Новый адрес официального сайта МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 17.04.2021, 00:04

Педагоги "Детский сад п.Омсукчан"




Главная
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Интеграция экологического образования в условиях образовательного комплекса» Воспитатель: Ишмуратова М.А.

    Решение задач математического и экологического развития детей на основе принципа интеграции

    В настоящее время ориентиром для педагогов в организации работы с детьми является вступивший в силу 1 января 2014 г. федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

    Согласно данному документу наряду с другими взаимодополняющими образовательными областями выделяется интегрированная образовательная область «Познавательное развитие», в которой заложены компетенции, связанные с целостными представлениями дошкольника об окружающем мире.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Согласно fh—2.9 ФГОС дошкольного образования обязательная часть образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. При этом в документе не выделены, как обособленные, разделы «Ознакомление с окружа-:_лим» и «Развитие элементарных математических -редставлений».

    Интеграция детской деятельности имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей, способствует формированию у них обобщенных представлений, знаний и умений, развитию мышления, логики, коммуникативных навыков, а также побуждает их к активному познанию окружающей действительности. В свете современных требований к организации образования детей дошкольного возраста специалистами Шуйского филиала Ивановского государственного университета были разработаны методические рекомендации по решению задач математического и экологического развития детей на основе принципа интеграции1.

    Исходя из принципа интеграции, математическое развитие детей осуществляется не только в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в ходе других видов детской деятельности: интегрированных дидактических игр в группе, на детской площадке, экскурсий на природе, наблюдений в живом уголке и т. д. Дошкольники приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотноше­ния со сверстниками и взрослыми, развивается их игровая деятельность.

     

    Благодаря знакомству воспитанников с правилами поведения в лесу, у водоемов (реки, пруда), с названиями диких животных (в т. ч. хищников), насекомых (в т. ч. ядовитых), растений и грибов (в т. ч. ядовитых) и т. д. обеспечивается интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»

    Типы интеграции, предусмотренные программой «Математика вокруг нас»2, можно проследить по задачам и содержанию, а также средствам организации и оптимизации образовательного процесса (приложение 1).

    Отобранные для программы темы для всех возрастных групп («Фрукты и ягоды», «Овощи», «Комнатные растения», «Рыбы», «Декоративные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Разноцветный мир вокруг нас: мир бабочек и жуков») могут быть включены в тематические планы работы с детьми.

    В исследованиях, проведенных авторами за последнее десятилетие в системе дошкольного образования, неоднократно доказывалась и обосновывалась эффективность развития представлений детей об окружающем мире на межпредметном уровне. Стоит отметить, что интегрированное обучение рас­сматривается как воспитательно-образовательный процесс: построенный на усилении взаимосвязей и взаимопроникновении всех его компонентов, прежде всего содержания разных предметных областей (разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимозависимостях, и направленный на формирование комплексных представлений, знаний, умений и навыков, способствующих целостному и всестороннему развитию и воспитанию личности ребенка. Как показывает практика, использование знаний из разных сфер деятельности повышает интерес к процессу обучения. Подобный подход позволяет формировать у детей целостную картину мира, создает условия для реализации их творческих способностей, развития коммуникативных умений, что является важной частью работы с дошкольниками.

    Интеграция экологического и патриотического образования в условиях образовательного комплекса

    Одним из ключевых направлений развития образования в нашей стране является повышение его качества. В условиях жесткой конкуренции актуальным для образовательных организаций становится поиск наиболее эффективных путей решения поставленной задачи.

    Для каждой образовательной организации процесс повышения качества образования неразрывно связан с выбором новых методов, форм и содержания образовательной деятельности с учетом реализуемых образовательных программ и приоритетных направлений.

    Познавательное развитие детей предполагает формирование у них первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных

    традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Формирование патриотических чувств у детей невозможно без понимания целостности мира, роли человека в его многообразных связях с природой, развития бережного отношения к окружающей среде. В свою очередь, воспитание экологического сознания личности возможно только на основе осознания себя гражданином общества, несущего ответственность за то, что происходит вокруг, в т. ч. за сохранение и обогащение природных ресурсов.

    В каждой группе детского сада должны быть оформлены уголки природы с различными видами растений, при родными материалами и дидактическими игра­ми по ознакомлению детей с природой, макетами природно-климатических зон, атласами, картами мира, глобусами, а также уголки экспериментирования для проведения опытов, представлена подборка познавательной литературы и т. д. На территории дошкольной образовательной организации созданы уголки природных сообществ - водоем, альпийская горка, уголок хвойного леса, цветники, экологооздоровительная тропа, огород и сад.

    Дошкольный возраст выступает первым звеном в системе непрерывного экологи­ческого образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностных установок в мире природы. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к этому огромному пласту экологической культуры из-за его многогранности, обширности и сложности. Поэтому воспитатель становится субъектом экологического воспитания. От него зависит, в какой мере у ребенка сформированы: экологическое сознание, гуманное отношение к живым существам, экологически ориентированное поведение и деятельность в природной среде, которая диктуется не соображениями «дальнего прагматизма» (сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой.

    Без сомнения, отношение к природным объектам зависит от уровня развития познавательной сферы. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь живых объектов. Так закладываются основы элементарной экологической культуры, под которой мы подразумеваем совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, выраженных в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности. В содержании данного понятия можно выделить три основных компонента: экологическое сознание, соответствующее отношение и активная практическая деятельность человека.

    Основу экологического сознания составляют знания экологического содержания, носящие системный характер. Применительно к подрастающему поколению С. Н. Николаева указывает, что «экологические знания - это сведения о взаимодействии растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды». Экологическая направленность определения нацеливает педагогов на развитие у детей элементарных, и в то же время вполне

    научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Исходя из этого, следует, что элементарное понимание системных особенностей живого позволит ребенку относиться осознанно • нему как взаимосвязанному целому, предвидеть, что любое неблагоприятное воздействие м.ожет привести к изменению взаимосвязей и всего целого, повлечь за собой гибель живого организма.

    В. А. Сухомлинский основой гуманистического воспитания считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. Он подчеркивал: «рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, и является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека».

    В публикациях практиков дошкольного образования указывается, что, с одной стороны, познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. С другой стороны, формирование экологических представлений и понятий - одна из сложнейших задач методики экологического образования. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них - это причинно-следственные зависимости (Т. Богданец). Кроме того, изучение природы и ее экологических связей играет важную роль в развитии у дошкольников логического мышления, памяти, воображения, понимания самоценности природы, ощущения чувствовать себя ее частью, что, в конечном итоге, приводит к формированию у дошкольников основ экологического сознания. С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, Н.А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников.

    К средствам формирования знаний о природе можно отнести все методы и приемы, используемые педагогом в воспитательно-образовательном процессе. Вместе с тем, важно, чтобы эти методы стали действенными при условии их правильной реализации и способствовали активной позиции ребенка в стрем­лении к получению знаний. Среди всего многообразия методов и приемов обучения мы хотим! остановиться на детской литературе о природе, т.к. по мнению Б. М. Бим-Бада - это «одно из универсальных развивающе-образо- вательных средств, которое позволяет эмоционально охватывать целостную картину мира во всем многообразии связей, вещей, событий, отношений».

    Как отмечают Н.Ф. Виноградова, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович и др., природоведческая литература - это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров довольно обширен - это сказки, рассказы, документальные повести, охотничьи были, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям.

    Природоведческая литература для детей пережила заметную эволюцию. Изменилось содержание природоведческих книг: на своем начальном этапе они прославляли умелых охотников, которые никогда не возвращались с пустыми руками. Современные авторы все больше пишут о связи природы и человека,

    объясняют, зачем нам леса, горы, звери; рассказывают о великом единстве всего живого, об уникальности самого явления жизни.

    Однако в процессе беседы по произведению дети замечают пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты в жизни, сопереживать и размышлять, авторы стали создавать сказки с экологическим содержанием, в которых показывают ценностный аспект природы, раскрывают ее сложные взаимосвязи; учат понимать потребности животных и растений, их взаимоотношения с окружающей средой, отражают взаимоотношения между человеком и миром живой природы.

    По мнению Н.А. Рыжовой, экологическая сказка - «это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи и взаимозависимости в фантазийной форме». Особенно ярко природные зависимости представлены в современных экологических сказках Н. Рыжовой, рассказах В. Танасийчука «Экология в картинках», познавательных сказочных историях В.В. Зотова «Лесная азбука», М. Попова «Онежская жемчужина», О.В. Кувыкиной «Письма насекомых» и др.

    Актуальными остаются сказки и рассказы В. Бианки, Б. Житкова, Б. Заходера, М. Пришвина, Е. Чарушина, К. Паустовского, В. Чаплиной и др., написанные с экологических позиций. В этих произведениях авторы учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, призывают беречь и охранять живое.

    1 В настоящее время в дошкольной практике широко используются энциклопедические книги о животных в картинках. Это познавательная литература, в которой ребенку открывается увлекательный, полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых. Примеры этих изданий: «Зоология в картин­ках» А. С. Баркова; «Животные» из серии «Я открываю мир» J1.Я. Гальперштейна; «Подводный мир» А. И. Криволапова. Вместе с тем, по мнению Э. И. Николаевой, объемные энциклопедические издания общей направленности не формируют, а убивают в ребенке зарождающиеся познавательные интересы обилием непосильных сведений. Очень важно, чтобы такие книги не были лишь суммой любопытных фактов, упражнением холодного ума. Строение тела стрекозы не должно заслонить мысль, что она живая.

    В педагогических и методических источниках 1970-80-х гг. рассматривался вопрос о значении художественных произведений как средстве приобретения знаний о природе, воспитания у детей нравственности и положительных эмоций, чувства прекрасного, пробуждения любви ко всему живому (Л. Гурович, Е. Зубарева, К. Ельникова, Л. Панкратова и др.). Принимая значимость данных публикаций, представим содержание детских произведений для старших дошкольников именно с экологических позиций, в соответствии с компонентами понятия «экологическая культура».

    Проектно-исследовательская деятельность

    Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи          и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-­исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным , увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

    Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Подцьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на  окружающие его предметы и явления : целью более полного их познания». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

    Для детей с ОНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально- исследовательской деятельности, по- скольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет -а развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно- бедственную связь, ребенок учится .объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Основная цель проектно-исследовательской деятельности — повышение уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развитие их познавательного интереса и любознательности

    Эта цель реализуется через следующие задачи.

    Обучать детей проектно-исследовательской деятельности, развивать по­знавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за ре­альными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

    Развивать мысленные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

    Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

    Расширять представления детей о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание.

    Развивать умение структурировать текст — последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.

    Развивать связную речь — учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.

    Проектно-исследовательская деятельность строится на принципах системности, соответствия возрастным особенностям, интеграции, пре­емственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи, с учетом индивидуальных особенностей.

    Этапы развития проектно-исследовательской деятельности

    1-  й этап — изучение личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей; проведение диагностики знаний детей об экологической культуре.

    2- й этап — создание предметноразвивающей среды, составление проекта.

    3- й этап— совместная деятельность с детьми, направленная на развитие экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность.

    Содержание работы по формированию экологической культуры:

    познавательные занятия;

    экскурсии на природу;

    трудовая деятельность в уголке природы;

    чтение художественной литературы;

    рассматривание демонстрационного материала;

    дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

    музыкальные и спортивные развлечения;

    оформление выставки детских работ.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в предоставлении детям реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать анализ и синтез, сравнения, классификации и обобщения. Необходимо давать отчет об увиденном, формулировать словами, обнаружены закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление  умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.05.2016)
    Просмотров: 2363 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021