Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 05.03.2021, 22:07

МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"

Главная
Сведения об ОО
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации» Подготовила: воспитатель Ишмуратова М.А.

    Голосо-речевая нагрузка воспитателей

    и пути ее оптимизации

    Голос и  речь воспитателя – важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, а также средство реализации методических и дидактических задач.

    В условиях, когда количество детей в группе в некоторых ДОО превышает 30 человек, нагрузка на голос существенно увеличивается. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.

    Успех воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с воспитанниками. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты.

    Воспитателю необходимо устанавливать эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями, и голос, его богатство интонаций, полетность, играют при этом ведущую роль. Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя - это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.

    В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голо- соречевой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник с его недостаточно сформированным звукопроизношением требует особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.

    Кроме того, дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

    Безусловно, формирование правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель, который обладает определенными профессиональными знаниями и речевыми умениями.

    Известно, что в каждой дошкольной образовательной организации предусмотрен определенный режим дня, подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и интенсивность голосо-речевой и общепрофессиональной нагрузки воспитателя в течение дня. Именно на воспитателе лежит ответственность за соблюдение расписания НОД, режима бодрствования и отдыха воспитанников, а также режима собственной голосо-речевой нагрузки.

    После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя. Например, проведение гимнастики требует от педагога умения хорошо координировать речь и движение, однако очень многие взрослые не в полной мере владеют данной техникой.

    Во время приема пищи детьми воспитателю приходится постоянно менять силу и интенсивность своего голоса: то шепотом обращаться к кому-либо из воспитанников, чтобы не отвлекать всю группу, то громко напоминать правила поведения за столом тем, кто неправильно держит столовые приборы, балуется за столом или торопится.

    В режиме дня группы четко определено место занятий, их примерная последовательность, предусматривает интенсивность голосо-речевой нагрузки воспитателя.

    Так, занятия по развитию речи или ФЭМП (доля использования речи воспитателя на которых составляет до 85%) сменяются занятиями по лепке или рисованию (доля использования речи воспитателем - около 60%).

    При этом необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, независимо от его участия в мероприятии, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. Похвала и порицание также требуют от воспитателя отдельных голосо-речевых навыков, важны не только слова, но и интонация, мелодичность голоса, с которой они сказаны.

    Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки. Они могут проводиться по-разному: в виде занятий, экскурсий, путешествий, организованных или свободных игр детей и др. В любом случае (даже при свободной игре) педагог активно участвует в коммуникативном взаимодействии детей, стимулируя их речевое общение и совершенствуя их диалогическую и монологическую речь.

    Однако часто со второй прогулки детей начинают забирать родители, и воспитателю приходится давать им консультации и напутственные советы, одновременно руководя деятельностью остальных воспитанников, что создает дополнительную нагрузку на голос.

    Таким образом, прогулка - время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, т. к. работать приходится на улице, сочетая речь и движения, а психоэмоциональное напряжение увеличивается за  счет большей свободы детей.

    Голосо-речевая нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным мероприятиям: утренникам, концертам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с детьми стихи песни и показывать своим примером, как необходимо выступать перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны, ведь формирование у дошкольников культуры речи является одной из задач профессиональной деятельности педагога, следовательно, передача неправильного речеведения недопустима.

    Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкое нежелание выполнять инструкции воспитателя и др.). Такие ситуации чаще возникают в группах, где работают молодые специалисты. Именно начинающие педагоги больше других нуждаются в помощи старших коллег учителя-логопеда ДОО по подбору индивидуального стиля коммуникативного поведения, способов снижения нагрузки на речевой аппарат и гигиены голоса, средств активизации и совершенствования речевого общения детей.

    Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО.

    Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем некоторые педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной деятельности в течении рабочего дня: нерационально распределяют словесные, наглядные и практические методы работы, отдавая предпочтение рассказу или беседам с детьми, злоупотребляют повышенным тоном, без необходимости используют шепотную речь или говорят в не свойственной им речевой манере.  Все это может стать причиной заболеваний голосового аппарата, а в тяжелых случаях привести к профессиональной непригодности педагога.

    Ознакомление с условиями и спецификой труда воспитателя, наблюдения за тем, как он использует свой голосовой аппарат, позволяют выявить причины голосовых расстройств и определить особенности осуществления им коммуникативной функции речи.

    Так, наблюдения показывают, что доля использования педагогами голоса при 12-часовой рабочей смене составляет около 65%. Если воспитатели работают в две смены по 7 часов каждый, то доля использования голоса первым воспитателем составляет 64%, а вторым - 50%. Таким образом, интенсивность голосо-речевой нагрузки воспитателя в первой половине дня больше, чем во второй.

    Доля и качество использования голоса педагогом резко повышается при возникновении в группе неординарных ситуаций (конфликтов между детьми, проявления у них протестных реакций, чрезмерно шумные игры и др.). Такие ситуации чаще возникают в группах, в которых работают молодые специалисты, поэтому они больше нуждаются в голосо-речевой и общепрофессиональной поддержке.

    Эти и другие факторы не только негативно влияют на голосо-речевую систему воспитателей, но и сказываются на психологическом климате группы, а значит, на формировании взаимоотношений педагога с детьми и воспитанников друг с другом.

    Использование общепедагогических и специальных методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление голоса в течение рабочего дня, - залог успешной деятельности педагога. С их помощью можно добиться легкости звучания голоса, его полетности, а также поставить голос, т. е. приспособить его для выполнения основных задач воспитания и обучения детей, выявить его лучшие индивидуальные качества. Профессионально сформированный, поставленный голос в полной мере обеспечит вербальную сторону общения.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОЛОСА ПЕДАГОГА:

    ■ достаточный уровень громкости;

    ■ большая устойчивость и способность выдерживать длительную нагрузку;

    ■ широкий динамический диапазон;

    ■ разнообразие тембра;

    ■ благозвучность;

    ■ полетность;

    ■ адаптивность к профессиональным ситуациям;

    ■ гибкость и выносливость.

    ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОЛОС ПЕДАГОГА:

    ■ большое количество воспитанников в группе;

    ■ постоянные гул и шум, создаваемые детьми;

    ■ большое количество занятий;

    ■ поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;

    ■ жесткий режим дня;

    ■ отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены;

    ■ хронические эмоциональные перегрузки;               

    ■ стрессогенность воспитательнообразовательной среды.

    Рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

    Прием детей в группу

    Рабочий день воспитателя обычно начинается в 7 часов с приема детей в группу. В это время он реализует одновременно разноплановые задачи: встречает воспитанников, организует с ними утреннюю гимнастику, подвижные игры, общается с их родителями.

    Прием детей может происходить по-разному. Один ребенок спокойно расстается с родителями и бежит в группу, другой - рад встрече с детьми, но его мама очень беспокоится за него и не хочет отпускать. Некоторые воспитанники плачут и прижимаются к родителям, а те, в свою очередь, тоже не хотят расставаться с ними. Другие родители очень торопятся на работу и уходят, оставляя плачущего ребенка в дверях группы. Таким образом, прием воспитанников всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т. к. приходится одновременно работать с детьми и их родителями. Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию.

    В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.

    Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

    ■            размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

    ■            используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;

    ■            разговаривайте с родителями негромко, используя суггестивность голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.

    Первая половина дня

    В первую половину дня в группах ДОО организуются утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка и т. д. Практически в каждый из этих режимных моментов (особенно при проведении гимнастики, подвижных игр, физкультминуток) воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает нагрузку на голос.

    Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где воспитателю приходится объяснять детям новые понятия, комментировать их ответы, инсценировать фрагменты рассказов и сказок и др.

    Менее интенсивна голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Однако и здесь воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса.

    Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

    ■            создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик - садимся за столики; если воспитатель взял фонарик - бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);

    ■            используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

    ■            постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

    ■            назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

    ■            включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

    Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.

    Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда нужно подвести итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Попросите их рассказать, что им понравилось. Напомните основные моменты занятия с помощью рисунка на листе бумаги, слайдов или схемы в электронном формате (например, в виде домиков или вагончиков паровозика). Для оценки воспитанниками каждого момента занятия используйте сигнальные знаки. Для младших дошкольников подойдут кружочки: понравилось - красный круг, не понравилось - синий круг. В старших группах воспитанники могут оценивать занятие по 5-балльной системе устно.

    Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

    ■            не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;

    ■            делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

    ■            привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;

    ■            напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки - но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Пылесос Пылесосыч и засосет все, что разбросано, в свое брюхо, и потом не во что будет играть. Импровизированная сказка должна быть интересной и содержательной, чтобы дети в нее поверили.

     

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (08.03.2017)
    Просмотров: 1064 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наша жизнь
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021