Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 05.03.2021, 23:19

МБДОУ "Детский сад п.Омсукчан"

Главная
Сведения об ОО
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Фото
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы bus.gov.ru
  • Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Доклад «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе» Подготовила:воспитатель: Габриадзе И.А.

    Экологическая безопасность дошкольников

    Взаимодействие человека с природой — насущная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все актуальнее, поскольку уже сейчас в полной мере ясно: планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им «производство» губительных эффектов, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле. Нынешняя экологическая ситуация такова, что теперь нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Спасение природы стало одним из категорических условий сохранения жизни на Земле.

    Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и самой природой, так как человек — только один из ее элементов. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

    Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека, служащий базой для формирования основ мировозрения и представляющий широкие возможности для экологического воспитания. В этот период закладываются основы личности, в т.ч. позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-­экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможны формирование экологических знаний, норм и правил, воспитание сопереживания к природе, активности в решении некоторых экологических программ.

    Детские сады уже сегодня призваны проявить настойчивость в формировании ответственного отношения к природе, потребности в сохранении и улучшении ее богатств, осознано-правильного отношения к окружающей среде.

    Детский сад становится «эталоном экологической культуры», юной экологической безопас­ности.

    Под экологическим образованием дошкольников принято понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и разви-1 ия, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций. При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования вое пи- шние и обучение могут играть разную роль (для дошкольников, например, важнее воспитание, чем обучение).

    Для достижения этих целей нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

    • формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
    • развивать познавательный интерес к миру природы;
    • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;

    — воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к

    природе и окружающему миру в целом; развивать чувство симпатии к объектам природы.

    Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Поэтому любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, он должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе. В то же время в работе педагогов имеется определенная сложность в решении задач экологического характера, обуслов­ливаемая возрастными особенностями детей.

    Человек и природа - одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать ЭКОЛОГИЧв-

    ское воспитание подрастающего поколения.

    Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений

    Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?

    В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к ис-токам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

    Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

    Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. В настоящее время немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел

    экологического воспитания включен в каждую комплексную программу. Более 20 парциальных программ посвящено этой проблеме: "Юный эколог"

    С.Н. Николаевой; "Паутинка" Ж.Л. Васякиной-Нови- ковой; "Мы" Н.Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой и др.

    Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников.

    Поэтому не случайно данная тема была выбрана педагогами младшей группы МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 464 "Лукоморье"» для изучения и углубленной работы с детьми.

    С учетом того, что семья - основная среда формирования личности, было сделано предположение, что работа педагогов по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений окажется успешной только в том случае, если родители воспитанников станут постоянными участниками всех видов детской деятельности и форм организации экологического воспитания в ДОУ1.

    Исходя из основной цели работы педагогов - формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста - были сформулированы следующие задачи:

    Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься!

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    (Д. Родович)

    • передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
    • формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
    • навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
    • развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

    Работа педагогов с детьми была условно разделена на пять основных этапов.

    Целью первого этапа стало выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста. Как показала диагностика воспитанников в период изучения проблемы, у 64% детей младшей группы ДОУ был низкий уровень знаний о растительном мире, у большинства дошкольников отсутствовали бережное отношение к природе и знания о ее охране1.

     

     

    • обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому

    растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;

    • формирование навыков обобщающего понятия по теме;
    • развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения);
    • развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;
    • воспитание бережного отношения к природе. Для решения поставленных задач использовались различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", "Как мы отдыхаем на природе", "Зеленый наряд Земли", "Как готовятся растения к зиме" и др.), чтение художественной литературы ("Как появились цветы на Земле" Т.И. Поповой, "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе" Т.А. Шорыгиной, "Весенний наряд" Г. Скребицко- го и др.), дидактические игры ("Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "С какого дерева листок", "Когда это бывает", "Назови одним словом" и др.), минутки тишины, этюды ("Ветерок играет с де­ревцем", "Просыпаются цветы", "Березонька", "Могучий дуб", "Я покажу, а ты угадай" и т. д.), наблюдения в ходе прогулок.

    Задачами третьего этапа стали:

    • расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
    • формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
    • расширение и активизация словаря по теме;
    • воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

    Для успешного решения поставленных задач использовались следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могли увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и экс­перименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе. Демонстрация моделей и работа с ними помогла дошкольникам научиться выделять существенные признаки представителей растительного мира, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Особенно запомнились детям экскурсии в парковую зону совместно с родителями.

    Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни, по­этому задачи четвертого этапа заключались в следующем:

    • уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
    • формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
    • развитие речи, памяти и внимания;
    • формирование навыков правильного поведения на природе;
     

     

    • воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

    Для решения поставленных задач была организована элементарная совместная трудовая деятельность, проводились дидактические игры ("Наряди деревце", "Больничка для растений", "Четвертый лишний", "Зеленая аптека" и др.), игры-драматизации ("Как поссорились растения", "Дерево, цветок и кустик", "Цветочная полянка", "Одуванчик" и

    ДР-)-

    Закреплялись практические навыки также путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории ДОУ, где группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателем и родите­лями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдают за их ростом.

    Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно­развивающая среда групповой комнаты, которую создали педагоги совместно с родителями воспитанников. Так, например, комнатными растениями был пополнен уголок природы, сделаны модели для ознакомления воспитанников с миром растений, подобраны дидактические игры, иллюстрации по теме "Растения", изготовлены аль­бомы: "Первоцветы", "Красная книга растений", "Буду делать хорошо и не буду плохо", организован конкурс Вырастим цветок для группы" для детей и родителей. Уголок художественно-творческой деятельности пополнили трафаретами, раскрасками. Из собранного совместно с родителями природного материала дети с удовольствием мастерили оригинальные поделки.

    В уголок книги были приобретены детские энциклопедии о природе, подобран большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовлен альбом загадок о растениях.

    Для физкультурного уголка подобрали новое спортивное оборудование природной тематики (дубочек в качестве оборудования для метания, желуди для упражнений в равновесии, кегли в виде цветов для ходьбы и бега змейкой).

    Соответствующие атрибуты появились в музыкальном уголке: веночки, листья, цветы, маски, шапочки для исполнения танцев и аудиозаписи с музыкой и песнями о природе.

    Все пособия включались в предметно-развивающую среду по мере усвоения детьми программного материала.

    Важно отметить, что работа по формированию интереса и бережного отношения к миру растений строилась в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ. Совместно с педагогом-психологом проводилась педагогическая диагностика уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшей группы. Вместе с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляли знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях.

    Особая роль при ознакомлении детей с миром растений была отведена музыке. На музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушали произведения о природе, передавали образы растений в музыкально-ритмических танцевальных дви­жениях и психологических этюдах. Формированию у дошкольников интереса и бережного отношения к миру растений способствует также ежегодно организуемая музыкальным руководителем совместно с воспитателями и родителями воспитанников Неделя театра, в рамках которой дети показывают тематические постановки. В качестве примера в приложении представлен сценарий музыкально-экологической сказки

     

     

    "Одуванчик".

    Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно творческой деятельности. Так, следуя основному методическому принципу - одухотворение природных явлений, специалист по изобразительной деятельности помогал детям представить мир в виде образов. Дошкольники учились наделять образными характеристиками объекты природы, которые они видят (цветы, деревья, травы), отображая их чувства и настроение в рисунках: "Волшебный цветочек", "Веселые листочки", "Носит одуванчик желтый сарафанчик", "Зеленая красавица", "Кисть рябинки", "Деревце на нашем участке", "Кто под кустиком сидит". Детские работы, выполненные в разнообразной технике, в том числе и нетрадиционной, свидетельствова­ли не столько о развитии художественно-творческих способностей детей, сколько о сформированное у них знаний и интереса к миру растений.

    Знакомство дошкольников с миром растений проходило и на занятиях со специалистом по художественно-ручному труду. В таких работах, как "Золотой луг", "И расцвел подснежник", "Белые горошки на зеленой ножке", "Кустик сирени", воспитанники отображали представителей растительного мира и свои знания о них.

    На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений особое внимание уделялось индивидуальной форме работы с детьми. После каждого вида детской деятельности специалисты рекомендовали воспитателю, с кем из дошкольников и что именно нужно закрепить или повторить. Таким образом, обеспечивалась не только интеграция деятельности педагогов и специалистов ДОУ, но и индивидуальный подход в работе с дошкольниками.

    С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения их в образовательный процесс использовались следующие формы

    • анкетирование;
    • консультации;
    • участие в природоохранных акциях, экологических праздниках: "Сохраним ель - красавицу леса", "Берегите первоцветы", "Березонька", "Мы - друзья природы" (неделя добрых дел ко дню Земли); конкурсах: "Вырастим цветок для группы", "Осенняя фантазия", "Весеннее настроение"; фотоконкурсе: "Дети - цветы нашей жизни"; "Как прекрасен этот мир, посмотри";
    • показ экологической сказки "Одуванчик";
    • совместные экскурсии
    • работа в огороде и участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями

    явилось не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

    На пятом, заключительном этапе работы проводилась повторная педагогическая диагностика, в результате которой у 63% детей был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире, а у 37% - средний. Воспитанников с низким уровнем выявлено не было. У 65% детей (высокий уровень) и 35% детей (средний уровень) развился интерес к миру растений.

     

     

    Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:

    • воспитанники ДОУ значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, которые они демонстрируют в разных видах детской деятельности;
    • дети освоили элементарные навыки ухода за растениями;
    • у них появилось желание общаться с природой;
    • значительно повысился интерес детей к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности к растениям.

    Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволили сделать их целенаправленными в решении по­ставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

     

     

    Категория: Статьи | Добавил: jecita (09.05.2016)
    Просмотров: 1809 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наша жизнь
    Наши педагоги
    Категории раздела
    Статьи [501]

    Copyright MyCorp © 2021